Молитва какие ощущения

Добрый день, уважаемые участники группы. Надеюсь, опытные в молитве люди смогут помочь и подсказать.

Небольшое вступление, предистория.
В течении 1,5 недель после годового перерыва снова вернулась к прослушиванию лекций Олега Генадьевича. Есть непреодолимое желание развивать себя духовно и изменить свою жизнь к лучшему, отношения с близкими. Осенью, в сентябре, у меня была возможность остаться одной на весь месяц дома (гражданский муж уехал на родину) и заняться собой. Я каждый день молилась, старалась каждое воскресенье ходить в церковь. Особо за временем молитвы не наблюдала, иногда перед сном, вечером, но чаще днём, в тихий час, когда дочка спала. Заметила большие изменения, я стала спокойнее и перестали сниться сны (вообще всякие). По возвращению мужа, я не смогла продолжать эту практику, т.к. у нас очень натянутые отношения и с его стороны всё, что касается духовного развития называется «дурь в голове, «переходный период»». Сейчас я беременна, на 7ом месяце. До беременности больше полу года перестала есть мясо и свела к минимуму молочку и яйца. С беременностью начала снова всё это кушать,т.к. анализы по железу были низкие.
В последнее время (2-3 месяца) стала замечать, что мне снятся всякие неприятные сны, кошмары. за 1,5 недели прослушивания лекций я заметила, что мне всё меньше хочется мяса, что после его употребления будто кандалы на ногах и руках и я стала сводить его к минимуму (подсознательно).

Вчера же прослушала лекцию (в обед) о благостном питании и поняла, и в конце лекции вместе с группой и О.Г. желала всем счастья. Это было впервые. Ощущения были очень странные. В начале было очень сложно сосредоточиться, потом я начала представлять образ святого и молиться ему, продолжая желать всем счастья. И вот почти под самый конец у меня с правой стороны, в правом глазу, будто возникла яркая ослепляющая вспышка света, от которой пошло прямо в центр груди острое покалывание. Это длилось всего долю секунды, что я подумала, а может мне показалось. Но нет, я понимаю, что это было.

Вечером я пораньше пошла спать вместе с дочкой (2,6) и поставила будильник на 4:45, что бы рано встать и помолиться. Но пришлось встать раньше, т.к. дочь резко заболела. Начала в 3 часа кашлять, плакать. Я отнесла её вниз к отцу и когда дочь уснула вернулась, в комнату, что бы помолиться. У меня было 3 захода. Первый минут 10-15 я пыталась сосредоточиться. Включила хор монахов с молитвой «Богородица дева, радуйся!» , повторяла «Я желаю всем счастья» и пыталась концентрироваться на образе святого. Было очень сложно вести внутренний диалог. Тогда я вышла из этого состояния, подышала немного состредоточенно и приступила заново. И вот тут началось. Я почувствовала, что живот начало скручивать, ребёнок пинался, начала подступать такая жёсткая тошнота (я чувствовала как она прямо поднимается снизу к горлу), кишечник заработал и я была вынуждена прервать молиться, т.к. пришлось бежать в туалет.
Вернувшись я попыталась сделать 3ий подход. Стало получаться лучше, НО проснулась дочка и начала плакать через 10 минут и мне пришлось пойти к ней.

И вот я пол дня уже думаю над этими реакциями (вспышка, тошнота и внезапная работа кишечника). Может быть кто-то сможет обьяснить с чем это связано?

Критерии ложной и правильной молитвы. Часть 2

Христианская жизнь немыслима без молитвы. И, пожалуй, это одно из самых трудных духовных деланий. Так как правильно молиться? Как избежать ловушек прелестных духовных состояний? Каких настроений не должно быть при молитве? И как не впасть в формализм, бездумное вычитывание правила? За разъяснениями мы обратились к пастырям.

Какова духовная жизнь, такова и молитва

– В духовной жизни всё достаточно конкретно: если молитва будет неправильной, то вместо общения с Богом мы окажемся в сетях диавола. Истинная или ложная молитва – это вопрос жизни и смерти. Поэтому ошибаться в этом нельзя.

Прямо скажу, что в своем представлении о молитве я во многом стараюсь опираться на учение святителя Игнатия (Брянчанинова). И прежде всего, отвечу о ложной молитве. Она имеет два ярких признака – мнение молящегося о себе и мечтательность.

Мнение о себе – что это такое? Это внутреннее ощущение себя лучше всех остальных. Такой человек считает себя святым, духовно преуспевшим, находящимся к Богу ближе других, в его молитве живо его «я». Такая молитва, по подобию молитвы гордого фарисея из притчи, становится претензией на свою элитарность, особые права перед Богом. Это свербящая внутри мысль, что я-то уж выше других, вон сколько я много молюсь и веду себя не то что другие. Такая молитва все равно как если встать перед своим отражением в зеркале и пытаться молиться. Язык произносит имя Божия, но в сердце перед тобою ты сам. В сердце «я», и от этого «я» произносятся все молитвы.

Во-вторых, мечтательность. Если в молитве мы гуляем умом туда и сюда, то значит, мы и не с Богом, мы телом в храме, а душой где угодно, в супермаркете или спортзале, решаем в уме какие-то земные дела, спорим с друзьями или мстим обидчикам. Воображение – вещь коварная. Даже когда мы отказываемся от откровенно греховных образов, то в молитве могут проскальзывать образы чего-то святого, и это тоже ошибка, воображение создает картинку святого, которой мы начинаем молиться, эта картинка заслоняет от нас Бога и мир духовный.

Поэтому признаки правильной молитвы: смирение, покаяние, внимание к словам молитвы, отсутствие мечтаний.

Правильная молитва не может появиться у того, кто привык везде продавливать себя вперед

Чтобы молитва стала правильной, надо вообще упорядочивать свою духовную жизнь. Если ты живешь как попало, то вряд ли твоя молитва станет чистой. Молитва неразрывна в целом от духовной жизни. Правильная молитва не может появиться у того, кто привык везде продавливать себя вперед. Гордый и несмиренный в поведении оказывается таким же и в молитве перед Богом. Равнодушный к ближним теплохладен в молитве. Молитва жестокого суха и безжизненна, молитва блудливого расхищается нечистыми образами. Если ты кому-то нахамил, то это непременно скажется на твоей молитве. В общем, чем наполняем мы свой внутренний мир, как ведем себя в своей повседневной жизни, всё это проявится в нашей молитве.

Молитва бывает правильной, когда ты молишься о себе как о погибшем. Вот если представить, что ты выпал за борт корабля, оказался в морской пучине и помощи нет, то как при этом будешь молиться? – От всего сердца, всеми силами своей души взывать к Богу о себе как погибающем. В такой молитве не будет и тени мнения о себе, никакой мечтательности. Эта молитва будет голосом сердца, взыванием о спасении.

Подлинная молитва – это искренний голос души, видящей свое падение и всеми силами жаждущей обрести милость Божию. Это предстояние пред Богом как пред Отцом, Который тебя видит, слышит и любит. Молитва – как таинство, она понимается не рассудочно, а по мере самого участия в ней. И только по мере опыта мы начинаем чувствовать, чем истина отличается от лжи и как правильная молитва отличается от неправильной.

Главное – всецелое устремление к Богу со смирением

Молитва с понуждением себя даже более угодна Богу, чем «самодвижущаяся»

– Святые отцы четко обозначили критерии правильной и чистой молитвы. Во-первых, это внимание к словам молитвы. Это, если можно так сказать, необходимый и обязательный минимум. Но всякий, кто пробовал молиться внимательно, скажет, что это совсем не просто. Внимание постоянно отвлекается на помыслы и размышления, порой самые «важные» и «возвышенные». Святые отцы однозначно говорят, что во время молитвы нужно решительно все эти помыслы отвергать, стремиться умом и сердцем быть причастным смыслу произносимого. Не важно, сложные слова произносятся или простые. Главное – всецелое устремление к Богу со смирением. В этом суть молитвы, так что она даже может быть и вовсе без слов, в едином сокрушенном чувстве. Особенно возрастает значение внимания, когда молитва «не идет», потому что внимание в молитве – это то малое, что зависит от нашего произволения. Многие святые отцы говорят, что такая молитва (с понуждением себя) даже более угодна Богу, чем «самодвижущаяся», потому как в такой «трудовой» молитве человек понуждает себя к добру.

О важности внимания напоминает и преподобный Иоанн Лествичник, когда говорит, что «молитва есть не иное что, как отчуждение мира видимого и невидимого». То есть, молясь Богу, человек не должен отвлекаться ни на видимые предметы, ни на мысли, образы и чувствования, возникающие в душе. Это важно. Потому что единственное чувство, которое единодушно советуют искать в молитве святые отцы, – это покаяние. Именно покаянием входит в нашу жизнь благодать Божия и именно в покаянии присутствует сокрушение и смирение сердца, которое «отверзает двери» милосердию Божию.

Читайте так же:  Молитва от аритмии сердца

Далее святые отцы единодушны в том, что чистая молитва требует устранения от житейских дел и попечений, что скорее престало монахам, но и нам неплохо об этом знать, потому что уединенная молитва, например в тишине ночной, по единодушному мнению святых отцов, особенно благотворна.

И, наконец, самое главное. Господь обращается к тем, кто молится Ему, но при этом не меняется, не прилагает усилия, чтобы жить по-христиански, со словами: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» (Лк. 6: 46). То есть обязательным условием чистой молитвы должно быть деятельное послушание Христу и Его Церкви, приобретение навыка жизни по заповедям. И уж точно обязательным для всех условием доброй молитвы можно считать борьбу со страстями. При этом совершенно не важно, в какой «стадии» пленения или падения ты находишься. Бесстрастных – единицы. Большинство из нас люди страстные в той или иной степени, и вот сознательное очищение страстной природы души, борьба, противостояние с молитвой греховным страстям – это обязательное условие для правильной и чистой молитвы.

Конечно, есть и высшие степени молитвы, и «умное делание», и видение «нетварного света», но это больше относится к жизни и деланию монашескому. А нам надлежит очищать себя с Божией помощью от страстей, стараться жить по заповедям Христовым и молиться внимательно с сокрушением, в простоте сердца. И Господь нас не оставит.

Молитва должна вызывать покаянные чувства

– Здоровая молитва всегда вызывает покаянные чувства. Хорошая молитва трогает те струны души, которые отвечают за смирение. После правильной молитвы человек, еще полчаса-час назад желавший отомстить обидчику, уже готов его крепко обнять. Но это упрощенное понимание сути молитвы. Молитва – не магия. Это настройка сердца для принятия благодати от Бога. Необходимо настроиться на нужную волну. Когда человек просто губами бубнит слова, то он этой волны никогда не поймает. Тут нужно подключить ум. По моим наблюдениям, когда мы молимся, у нас словно две «дорожки»: речевая и умная. И обе мы должны заполнить молитвой, в противном случае ум улетит в неизведанные дали.

Ложная молитва – это сфера гордыни, разжение крови, при которых можно впасть в прелесть от своих псевдоподвигов. Настоящая молитва – это когда мы одновременно ощущаем себя в присутствии Бога и переходим в состояние покаяния, в котором нам открывается глубина нашего падения. Но это ощущение ничего не имеет общего с безысходностью. Правильное чувство от молитвы усиливает жажду Бога, а в Нем – Любовь, Которая обезболивает и заглушает все земные заботы и переживания. Но такие моменты крайне редки. Потому что мы каждый раз теряем нужную волну, на которой нас ждут.

Молиться как мытарь, а не как фарисей

– О двух видах молитвы Господь говорит нам в Евангелии от Луки, зачало 89, которое мы читаем в Неделю о мытаре и фарисее (см.: Лк. 18: 10–14). Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей гордился и тщеславился тем, что он якобы лучше других людей, услаждался своим мнимым превосходством. Молился он так: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие человецы – хищники, неправедные, прелюбодеи – или как сей мытарь. Пощусь дважды в неделю и даю десятую часть всего, что имею». А мытарь видел свои многие грехи, стыдился их, сознавал себя недостойным и, не смея воззреть на небо, ударял себя в грудь и повторял: «Боже! Милостив буди мне, грешному» И Господь говорит нам: «Яко сниде сей оправдан в дом свой паче онаго: яко всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется».

Вот молитва фарисея, как и любого человека, который ищет в молитве услаждения своей греховной природы, гордясь своей мнимой святостью, тщеславием, превозношением над людьми, и есть ложная, не угодная Богу. А молитва мытаря, как и любого человека, который смиряется перед Богом и людьми, осознаёт свое недостоинство, – молитва правильная, благодатная. Преподобный Петр Дамаскин говорит: «Первым признаком начинающегося здравия души является все большее видение своих грехов».

Чистой и духовной молитвы человек сподобляется, пройдя многое и многое смирение, приобретя нищету духовную и упование на Господа, чистое сердце и чистую совесть, через послушание и отсечение своей греховной воли, пройдя через многие скорби в терпении, совершив многие труды, очищая душу покаянием и исповедью и причащаясь Пречистого Тела и Честной Крови Господа нашего Иисуса Христа и стяжевая благодать Святого Духа всеми средствами, которые в изобилии нам подает бесконечно милостивый и любящий Господь.

Помнить о том, зачем мы молимся

– Как понять, правильно человек молится или нет? Обратимся к святым отцам. Так, преподобный Амвросий Оптинский довольно жестко отчитывает свое духовное чадо за превозношение в духовной жизни и, как следствие, в молитве. Святой дает четко понять, что никакого превозношения, пусть даже на первый взгляд вполне оправданного, не должно быть в жизни христианина.

Нужно помнить: молитва необязательно дает душевную теплоту, порой так желанную людьми. Не стоит гнаться за физическим, явственным ощущением благодати во время или после молитвы. Ведь и Сам Господь во время молитвы к Отцу в Гефсиманском саду и на кресте не испытывал утешения. Но это вовсе не значит, что пуста и неверна была Его молитва.

Молиться: «Господи! Накажи его» – ни в коем случае нельзя!

Никакая злоба или обида не может проявляться в молитве, никакой даже «праведный гнев» не имеет источника в Божественном Промысле о человеке. Поэтому молиться: «Господи! Накажи его» – ни в коем случае нельзя. Как и просить сделать «так-то и так-то». Бог не волшебная палочка, Он вправе не делать так, как мы хотим.

Во время молитвы необходимо сторониться крайностей: с одной стороны, профанации и бездумного чтения правил, с другой – экзальтированного обращения ко Христу без должного почтения и любви.

И самым главным критерием все же является цель молитвы. Каждый, кто встает перед образом Божиим, должен четко понимать, зачем он это делает. Нужно помнить, перед Кем мы стоим и с Кем мы разговариваем. Если об этом помнить, многих искушений можно будет избежать.

Молитва какие ощущения

Исследования молитвенных и медитативных состояний проводились во многих странах мира на представителях самых различных возрастов и профессий. Во всех случаях результаты оказывались весьма интересными.

«Молитвенное бодрствование» признанно нейрофизиологами четвертым состоянием мозга, наряду с тремя основными — бодрствование, медленный и быстрый сон, отличающимися друг от друга характерами электрических импульсов в коре головного мозга.

Специалисты лаборатории психофизиологии Санкт-Петербургского института им. Бехтерева в конце прошлого века провели глобальное исследование с целью выяснить, изменяется ли работа мозга во время совершения молитвы.

Экспериментом руководил доктор биологических наук Валерий Слезин*, который провел уже более двухсот замеров электроэнцефалограмм головного мозга людей, принадлежащих к различным конфессиям и имеющих разный социальный статус. Изучив полученные данные, Слезин пришел к выводу: во время глубокой молитвы кора мозга будто отключается. Восприятие информации человеком идет, минуя мыслительные процессы.

При измерении электрической активности мозга это выглядит следующим образом:

в моменты бодрствования кора головного мозга взрослого человека генерирует альфа- (состояние полного расслабления как тела, так и сознания) и бета-ритмы (состоянию активного бодрствования) биотоков с частотой от 8 до 30 Герц.

Когда же обследуемые погружались в молитвенный экстаз, то происходило замедление ритма биотоков до частоты 3 Герц. Сохранившиеся биопотенциалы имели столь малую амплитуду, что практически приближались к прямой линии.

Эти медленные ритмы носят название дельта-ритмов (состояние глубокого сна или без сознания) и наблюдаются только у младенцев до трех-четырех месяцев.

Слезин столкнулся с парадоксальным с точки зрения физиологии человека явлением — энцефалограмма мозга молящегося, соответствовала состоянию комы.

Подобные нейрофизиологические процессы происходят одинаково вне зависимости от того, молитву какой веры читает человек.

Кроме того, следует отметить, что во время молитвы у молящегося заметно снижается потребление кислорода — примерно на 20%, тогда как во время сна — всего лишь на 8 %. Это говорит о том, что молитва, как и медитация приводит к лучшей нормализации функционирования и восстановлению организма, чем даже сон. Другим замечательным результатом практики медитации является процесс синхронизации полушарий мозга, т. е. происходит ликвидация превалирования одного полушария мозга над другим. Известно, что обычно одно из полушарий мозга доминирует над другим. Это определяет склонность человека к образному (интуитивному) или логическому (аналитическому) мышлению.

Читайте так же:  Молитва чтоб выздоравливали

В результате молитвенной практики в течение некоторого времени — от 2-4 недель до нескольких месяцев «слабое» полушарие подтягивается и достигает уровня ведущего, а также синхронизируются электрические ритмы обоих полушарий. Это делает человека более интеллектуально здоровым, энергичным, защищённым от стрессов, способным проявлять талант и интуицию.

Следует отметить также влияние молитвы на биополе человека. В течение двух — трёх месяцев происходит интенсивное увеличение биополя с изменением окраски в сторону светлых тонов (темные оттенки в биополе обычно указывают на существенные изменения в психике человека, нарушение обмена веществ), а также ликвидируется дисгармония биополя.

В 2001 году в нью-йоркском издательстве вышла книга «Почему Бог никогда не исчезнет?»**. Эта книга результат исследований ученых из Пенсильванского университета: радиолога и нейробиолога Эндрю Ньюберга и профессора психиатрии Юджина Д’Аквили. Они утверждают, что «Бог никогда не исчезнет в человеческом сознании, потому что религиозный импульс укоренен в биологии мозга».

Сканирование мозга, производимое во время медитации и молитв, показывает поразительно низкую активность в задней верхней теменной доле. Ученые называют расположенный там пучок нейронов «областью, ассоциированной с ориентацией», потому что главной функцией этих нейронов является ориентировка тела в физическом пространстве. Люди с поражением этой области с трудом находят дорогу даже в окрестностях собственного дома. Когда эта область находится в состоянии нормальной спокойной активности, человек четко ощущает различие между собственной личностью и всем окружающим. Когда же она пребывает в пассивном, «спящем» состоянии — в частности, при глубокой медитации и молитве, это различение теряется и, следовательно, границы между личностью и миром расплываются. Не это ли происходит с молящимися, которые чувствуют присутствие Бога, или с медитирующими, которые вдруг начинают ощущать свое единение со Вселенной?

Для проведения экспериментов исследователи с помощью своих коллег, занимавшихся тибетским буддизмом, отобрали восемь монахов, имевших опыт в медитации и согласившихся на сканирование мозга.

Цель эксперимента состояла в том, чтобы зафиксировать момент, когда ощущение человеком себя или своего «Я» начинает растворяться и он начинает ощущать себя слившимся с мысленно выбранным для медитации образом.

Оказалось, что во время медитации очень активны лобные доли, отвечающие за абстрактное мышление. Они всегда начинают работать интенсивнее при концентрации внимания на какой-нибудь конкретной задаче. Однако, теменная область, ответственная за ориентацию, замирала.

«Наблюдение за людьми во время медитации показывает, что они действительно отключают свое восприятие внешнего мира. Их больше не беспокоят приходящие извне образы и звуки. Поэтому, возможно, их теменная доля не получает более никаких входных сигналов» — говорит Ньюберг. Лишенный своего нормального «питания», область ассоциированная с ориентацией перестает нормально функционировать, и человек ощущает стертость границ между собой и окружающем миром. А поскольку для него исчезают пространственный и временной «контекст», его охватывает чувство бесконечного пространства и вечности.

Последние исследования в этой сфере выявили также, что у людей, долгое время практикующих медитации, в мозге значительно больше работоспособного серого вещества. Помимо этого, возрастные изменения мозга у таких людей практически не наблюдаются и сцепление нервных волокон значительно прочнее. Это означает способность клеток мозга к более эффективной передаче электрических импульсов, а значит к более быстрой обработке информации.

* Изменение функционального состояния мозга при христианской молитве В.Б.Слезин, Н.И.Музалевская, В.М.Урицкий, И.Я.Рыбина

** Andrew Newberg, Eugene D’Aquili , «Why God Won’t Go Away: Brain Science and the Biology of Belief» New York 2001

Московская Сретенская Духовная Семинария

ГлавнаяНовостиДуховная жизнь «Молитва – главный подвиг христианина» 4.

«Молитва – главный подвиг христианина» 40 изречений святителя Игнатия Брянчанинова о молитве

  • Святитель Игнатий Брянчанинов называет молитву главным подвигом христианина. Но как молиться правильно? Давайте разбираться, с помощью изречений святителя Игнатия.

    • Что есть молитва

      «Молитва – это обращение падшего и кающегося человека к Богу. Это излияние пред Богом сердечных желаний, прошений, воздыханий падшего, убитого грехом человека».

      Значение молитвы для спасения

      «Путь к Богу – молитва. Молись постоянно, – и удобно наследуешь спасение».

      «Свят, велик, душеспасителен подвиг молитвы. Все прочие подвиги – подвиги служебные этому подвигу; предприемлются они для того, чтоб подвиг молитвы совершался успешнее, чтоб плоды молитвы были обильнее».

      Ничто так не способствует к преуспеянию в молитве, как чистая совесть

      Как быть готовым к молитве

      «Ничто так не способствует к преуспеянию в молитве, как чистая совесть».

      «Умеренное, благоразумное, постоянное воздержание от пищи и пития делает тело легким, очищает ум, дает ему бодрость и потому служит также приготовлением к молитве».

      «Когда от души простишь всем ближним согрешения их, тогда откроются тебе твои собственные согрешения. Ты увидишь, сколько нуждаешься в милосердии Божием, сколько нуждается в нем все человечество: ты восплачешь пред Богом о себе и о человечестве».

      «Отвергни помышления и попечения земные».

      «Покади в сердце твоем фимиамом страха Божия и святого благоговения. Помысли, что ты прогневал Бога бесчисленными согрешениями, которые Ему явнее, нежели самой совести твоей. Ты возбудишь плач сердца, предваряющий молитву ума. И скоро ум, увлеченный молитвою сердца, начинает рождать молитвенные помышления».

      Как стоять на молитве

      «Стой на молитве твоей, как бы ты стоял пред Самим Богом. Точно ты стоишь пред Ним!»

      «Давай при молитве самое благоговейное положение телу. Стой, как осужденный, с поникшею главою, не смея воззреть на небо, с опущенными вниз руками или сложив их сзади, как бы от связания веревками, как обыкновенно бывают связаны схваченные на месте преступления преступники».

      «Звук голоса твоего да будет жалостным звуком плача, стоном уязвленного смертоносным орудием или терзаемого лютою болезнию».

      О чем нужно молиться

      «Начало молитвы должно состоять из славословия Бога, из благодарения Богу за бесчисленные благодеяния Его. Потом мы должны принести Богу искреннее исповедание грехов наших, в сокрушении духа. В заключение можем предложить, впрочем, с великим смирением, прошения Господу о наших нуждах, душевных и телесных, предоставляя благоговейно исполнение и неисполнение этих прошений Его воле».

      «Приноси Богу прошения, сообразные величию Его. Просил у Него Соломон премудрости и получил ее, и с нею множество других благ: потому что просил благоразумно».

      Стой на молитве твоей, как бы ты стоял пред Самим Богом

      Как произносить слова молитвы

      «Произноси слова молитвы неспешно».

      «Приноси Богу молитвы тихие и смиренные, а не пылкие и пламенные. Огнь нечистый — слепое, вещественное разгорячение крови — воспрещено приносить пред всесвятого Бога».

      Как добиться внимательной молитвы

      «Душа молитвы – внимание. Научись молиться от всего помышления твоего, от всей души твоей, от всей крепости твоей. Спросишь: что это значит? Этого нельзя иначе узнать, как опытом. Старайся постоянно заниматься внимательною молитвою: внимательная молитва доставит тебе разрешение вопроса блаженным опытом».

      «Внимание есть первоначальный дар Божественной благодати, ниспосылаемый трудящемуся и терпеливо страждущему в подвиге молитвенном. Благодатному вниманию должно предшествовать собственное усилие ко вниманию. Последнее должно быть деятельным свидетельством искреннего желания получить первое».

      «Воспрещай себе рассеянность мыслей при молитве, возненавидь мечтательность, отвергни попечения силой веры, ударяй в сердце страхом Божиим и удобно приучишься ко вниманию».

      «Ум во время молитвы должно иметь и со всей тщательностию сохранять безвидным, отвергая все образы, рисующиеся в способности воображения».

      «Если бы во время молитвы твоей представился тебе вид Христа или Ангела, или какого святого, никак не принимай этого явления за истинное, не вступи с ним в беседу. Иначе подвергнешься обману и повреждению душевному, что и случилось со многими. Человек, до обновления его Святым Духом, неспособен к общению со святыми духами».

      «Святые иконы приняты Святою Церковию для возбуждения благочестивых воспоминаний и ощущений, а отнюдь не для возбуждения мечтательности. Стоя пред иконою Спасителя, стой как бы пред Самим Господом Иисусом Христом. Ум твой храни безвидным: величайшая разница быть в присутствии Господа и воображать Господа».

      Величайшая разница быть в присутствии Господа и воображать Господа

      Ощущение присутствия Божия

      «Ощущение присутствия Господня наводит на душу спасительный страх, вводит в нее спасительное чувство благоговения».

      «Высокое состояние ощущение присутствия Божия! Им удерживается ум от беседы с чуждыми помыслами, наветующими молитву; по причине его обильно ощущается ничтожество человека; по причине его является особенная бдительность над собой, хранящая человека от согрешений, даже самомалейших».

      «Ощущение присутствия Божия доставляется внимательною молитвою. Много способствует к приобретению его и благоговейное предстояние перед святыми иконами».

      Признаки правильной молитвы

      «Всякая молитва, при которой не утрудится тело, а сердце не придет в сокрушение, признается недозревшим плодом: потому что такая молитва – без души».

      «Истинный плод молитвы – истинное покаяние».

      «Ощущения, порождаемые молитвой и покаянием, состоят в облегчении совести, в мире душевном, в примирении к ближним и к обстоятельствам жизни, в милости и сострадании к человечеству, в воздержании от страстей, в хладности к миру, в покорности Богу, в силе при борьбе с греховными помыслами и влечениями».

      «Не ищи в молитве наслаждений: они отнюдь не свойственны грешнику. Желание грешника ощутить наслаждение есть самообольщение».

      «Будучи занят общественными обязанностями, а если ты инок, то послушаниями, и не имея возможности уделять на молитву столько времени, сколько бы ты хотел, не смущайся этим: законно и по совести проходимое служение приготовляет человека к усердной молитве и заменяет качеством количество».

      «Помни премудрое наставление великого наставника подвижников: “Если ты понудишь тело немощное на дела, превышающие силы его, то этим влагаешь в душу твою помрачение и приносишь ей смущение, а не пользу”».

      «Многоглаголание, осужденное Господом, заключается в многочисленных прошениях о временных благах. Но Господь отнюдь не осудил продолжительных молитв. Он сам освятил продолжительную молитву, пребывая подолгу в ней».

      Синергия Бога и человека

      «Молитва – дар человеку от Бога. Сам Бог, даяй молитву молящемуся, соделается нашим учителем молитвы».

      «Победа в брани с демонами – дар Бога. Поражение – попущение Божие для смирения».

      «Иногда немедленно бывает услышано наше прошение; иногда же, по словам Спасителя, Бог долготерпит о нас, то есть нескоро исполняет просимое нами: Он видит, что нужно остановить на время это исполнение для нашего смирения».

      Душа молитвы – внимание

      Жизнь в молитве

      «Заповедует Господь: Просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам. Здесь указано не однократное действие, но постоянное; повеление распространяется на всю земную жизнь человека».

      «Глава добродетелей – молитва; их основание – пост. Молитва бессильна, если не основана на посте, и пост бесплоден, если на нем не создана молитва».

      «Когда восстанешь от сна, первая мысль твоя да будет о Боге. Когда отходишь ко сну – последние твои мысли да будут о вечности».

      «Возлюбив подвиг молитвы, возлюби молчание: оно сохраняет силы души способными к постоянной молитве».

      «Путь умной молитвы есть путь царский, избранный. Он настолько возвышеннее и изящнее всех других подвигов, насколько душа превосходнее тела: он возводит из земли и пепла в усыновление Богу».

      «Моление именем Господа Иисуса Христа требует трезвенной, строго нравственной жизни, жизни странника, требует оставления пристрастий. Должно устранить от себя изнеженность и наслаждения плотские во всех видах».

      Молитва ищет Бога. Медитация ищет состояние. Чувство. Ощущение.

      Так бывает, к сожалению, часто. Это достаточно распространённая среди новоначальных ошибка. О ней надо просто знать, иметь её в виду. Это не прелесть, но это то, что может привести к ней.

      Вот, Господь впервые посещает человека своею благодатию, призывающей благодатию новоначальных. Бог рядом и так близок. И, кажется, так будет всегда. Господь будто мать, которая учит своего ребенка ходить. Время от времени отпускает его, что бы он сам шёл, потом подхватывает вновь, не давая человеку упасть.
      Но вот, приходит время — отходит Господь, чтобы было видно произволение человека. Благодать ушла и человек начинает искать её. Плачет, тоскует человек, не понимая, почему он изменился, и ищет любой способ вернуть благодать. И тогда-то многие и впадают в эту ошибку.

      Человек, не познавший ещё себя, начинает часто искать ОЩУЩЕНИЕ. Он пытается вернуть то состояние, в котором он находился, ищет тех ощущений, которые он ЯКОБЫ испытал в присутствии благодати. Это происходит оттого, что он всю свою жизнь искал услаждения любым способом — физических, душевных и духовных. И когда благодать отходит, то он часто не помнит того смирения, в котором он пребывал, любви, неосуждения других и пр. и ищет просто СЛАСТЬ. И тогда всякие психосоматические явления будут приниматься за благодать. Человек уже не молиться, а ждёт — ага, вот тут защекотало, там кольнуло. А вот теперь у меня и молитва попёрла, да я теперь крутой исихаст, «несмь якоже прочие»!

      Это просто морок. Обманка. Бога человек подменяет ощущением. Часто душа соблазняется ими, впадает в гордость и тогда начинаются всякие прелестные состояния во всём их многообразии, а также страхования, хульные помыслы и прочее. И если не очистит её Господь через различные скорби, не приведёт её в чувство — не сможет она сама в своей гордости справиться с этим.

      Особенно легко поддаются этому те, кто занимался восточными учениями и практиками, кто имеет опыт медитации, аутотренинга и пр. Потому что вместе с привычным путём поиска необычных и усладительных состояний, они в человеке развивают гордость и тщеславие. От этого трудно избавиться.

      Также необходимо помнить, что пути человеческие — не пути Божии. Господь в сердце человека действует неприметно, тайнообразующе, незаметно для самого человека изменяя его. Наличие каких либо ощущений при молитве никак не может быть критерием качества молитвы. Вот например, после Причастия человек часто ничего не ощущает. Но незаметно для него самого изменяются его помыслы, его произволение. И вдруг однажды ты понимаешь, что какое-то искушение, которое беспокоило тебя больше не властно над тобой.(Один знакомый говорил — вот когда причастишься, выпьешь запивки, и в животе так тепло становиться — это и есть Благодать :).
      Необращённость на себя, на свои чувства служит показателем молитвы на любом её уровне. О. Софроний Сахаров писал («Видеть Бога как он есть«), что когда ты, находясь на высших ступенях молитвы, предстоя Богу, хотя бы малейшим движением помысла начнешь анализировать происходящее с тобой, то Бог отходит.

      Как же правильно поступить в такой ситуации?
      Прежде всего — опять и опять — заключайте ум в слова молитвы. Не обращайте внимания на приливы крови в области груди, вызывающие теплоту и пр. — это естественные проявления внимания на молитве. Даже память смертная, раскаяние, а иной раз и слёзы могут быть просто проявлением и спутником внимательной молитвы, а не признаком благодати.
      Не ищите никаких ощущений даже инстинктивно.
      Не пытайтесь соединять искусственно молитву с дыханием.
      Постепенно они сами соединяться именно тем образом, как это присуще именно Вам.
      Не впадайте в эту распространённую именно в России ошибку, когда главный вопрос -«ТАК ГДЕ ЖЕ ИМЕННО концентрировать внимание — на пупке, губах, гортани, нёбе, соске, шишковидной железе или где то ещё?!» (Отец Сергий у Толстого — много лет — на кончике носа, попробуйте сами).

      Мы с Вами — обладатели огромного богатства — православной аскетической традиции. Черпать из этого источника могут не только монахи, но и миряне. Есть много факторов, которые помогают становлению правильной молитвы. Это частые исповедь и причастие. Если мы говорим — «Господи, помилуй» — и при этом редко причащаемся, то мы обманываем самих себя. Старайтесь бороться со сладострастием его всех его видах и так Вы научитесь бороться с нею именно в молитве.

      В монастыре человек имеет прекрасную возможность жить ради других, гореть как свеча, отрекаясь всякого самолюбия.
      Но и в миру у Вас столько поводов для этого. Научитесь этому деланию и тогда очень скоро Вы обретёте настоящую молитву.
      Мы должны быть как свеча — пока мы горим, мы сгораем — мы живём. Как только свеча гаснет — мы духовно умираем.
      Оглянитесь вокруг — Ваша жена, дети, родители, близкие, друзья — отдавайте им всего себя, отрекаясь всякого самолюбия — и скоро увидите плоды. Не стесняйтесь дарить им свою любовь. Будьте в мире с ними. Не добивайтесь справедливости, не осуждайте. В доме Вашем пусть будет порядок и чистота, одежда опрятная — внешний беспорядок показатель внутреннего духовного состояния и молитвы. Если есть у Вас хороший священник, которому Вы можете открывать свои помыслы — делайте это чаще, слушайтесь его.

      Это путь прямой, непреткновенный.
      Сделайте так и тогда Тот, которого Вы так ищете всем сердцем и желаете — всегда будет с Вами.

      Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго

      Читайте так же:  Молитва ксении блаженной о работе

    admin

    Наверх