Молитва перед принятием пищи православие

Православные молитвы перед и после употребления пищи

Молитва для верующего человека — это надежда на спасение, божию помощь и успокоение. В православной вере человеку предлагается жить по законам и правилам, в которые входит ежедневная просьба благословения Божьего утром, вечером и перед всяким делом, в том числе до и после трапезы.

Молитва перед и после вкушения пищи

Истинно верующий православный человек не садится за стол и не встает из-за него, не помолившись. Благодарственные молитвы перед и после еды помогают принять жертву ангельской любви, чем является все, что вкушает человек. Пища — это жертва Создателя, доказательство служения природы и ангелов человеку.

Варианты обращения к Господу за столом:

  • перед трапезой — «Отче наш», многие верующие читают только этот текст, но священники рекомендуют после него произнести «Богородице Дево, радуйся…» и тропарь силам Ангельским;
  • для благословения трапезы и продуктов — «Господи Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие…»;
  • после еды — «Благодарим Тя, Христе Боже наш…».
  • Кушанье может не только принести пользу, но и навредить человеку, нередко случаются отравления, гастрит или другие болезни, поэтому необходимо просить милости и божественной защиты до трапезы, чтобы питание шло на пользу не только телу, но и духу.

    Обращение к Господу от души, с чувством и расстановкой всегда становится услышанным, и желаемое сбывается, через благодарность к Создателю за питание, на собравшихся за столом людей и продукты опускается благословение, которое позволяет вкушать блюда с пользой для тела. Для православного человека даже самые скромные яства с Божиим благословением становятся вкуснее.

    Важно! Молитва после еды — благодарность Господу за ту пищу, которая была на столе и просьба на будущее не оставить семью без куска хлеба и божией милости.

    Как правильно крестить еду и для чего

    Осенение пищи перед едой крестным знамением — означает прошение благословения Господа.

    После молитвы за обеденным столом производят крестное знамение на себя, затем нужно перекрестить верх стола, низ, потом левую и правую сторону. Крестное знамение в данном случае кладется слева направо.

    Для чего освящают продукты на Пасху

    Освящение еды, домов и других предметов в Православии, является древним обычаем. Освящение приближает человека к Богу. Данный обряд означает, что человек просит благословения у Создателя на трапезу и другие материальные вещи, просит у него защиты и покровительства по жизни.

    Кулич и крашеные яйца символизируют тело Христово и зарождение новой жизни, эти продукты являются традицией праздника, а освящение — традицией веры.

    Крест — символ православной веры, его нужно наносить на себя и на всех, все, что нас окружает.

    Молитва во время приготовления блюд

    Заболевания желудка и органов ЖКТ в современном мире находятся на первом месте по распространению и популяции. В Православии такое неприятное явление объясняется тем, что люди сейчас перестали сдерживаться в питании и читать благодарственные молитвы перед и после еды.

    Приготовление еды верующим человеком тоже должно начинаться с молитвы, которая помогает в готовке и благословляет продукты на дальнейшее вкушение.

    Совет! С Божьим благословением блюда получаются полезнее и вкуснее.

    Как правильно читать молитву и для чего

    В православной семье прошение к Господу за трапезой, является педагогическим элементом воспитания веры в детях. Ребята, которые с младенчества видят, как их родители благодарят Создателя за продукты, посланные им, будут сами принимать в этом участие и бережнее относиться к продуктам и труду матери, которая все это приготовила для них.

    Правила молитвы перед и после еды:

    • все, кто собирается трапезничать должны встать перед иконой (или без нее, если такой нет), прочитать всем вместе или одному человеку молитву, попросить у Бога благословения на трапезу (завтрак, обед, ужин) перекреститься и приступить к пище;
    • после еды таким же образом нужно поблагодарить Господа за пищу, даже если вы забыли помолиться до трапезы, сделать это после ничего не мешает;
    • если прием пищи происходит в общественном месте или в гостях, можно просто перекреститься до и после еды, произнести слова к Господу про себя;
    • перекусы также можно сопровождать крестным знамением.
    • Негласные правила благодарения Господа за еду:

    • обращение к Богу за обеденным столом предполагает присутствие всей семьи;
    • чаще всего произносит слова благодарности Господу старший член семьи;
    • все члены семьи внимательно слушают текст прошения, вникают в него и крестятся;
    • можно перекрестить стол с едой или каждый свою наполненную тарелку.
    • Продукты питания для православных христиан являются подпиткой для разума и тела, она нужна для энергии, а не для получения удовольствия.

      Важно! Благословенная пища помогает поддерживать жизненный тонус и тело во здравии, а искренняя благодарность за нее учит ценить все, что есть в этой жизни и расставлять приоритеты.

      Молитвы перед и после вкушения пищи

      Перед вкушением пищи

      Отче наш, Иже еси на небесех!
      Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое,
      да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.
      Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
      и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим;
      и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

      Краткая молитва перед вкушением пищи

      Очи всех, на тя Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаешь Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животно благоволения.

      После вкушения пищи

      Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

      Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на Земле.

      Помяни, Господи, души усопших рабов твоих, родителей моих, и всех сродников по плоти; прости их вся согрешения вольная и невольная, даруй им царствие и причастие вечных Твоих благих и Твоея безконечныя и блаженныя жизни наслаждение.

      Прежде всего, перед тем как приступить к приготовлению еды, надо обязательно помолиться Богу.

      Что значит молиться Богу?
      Молиться Богу — значит прославлять, благодарить и просить Его о прощении своих грехов и о своих нуждах. Молитва есть благоговейное стремление души человеческой к Богу.

      Для чего нужно молиться Богу?
      Бог есть наш Творец и Отец. Он заботится обо всех нас более всякого чадолюбивого отца и дает нам все блага в жизни. Им мы живем, движемся и существуем; поэтому мы и должны Ему молиться.

      Как мы молимся?
      Молимся мы иногда внутренне — умом и сердцем; но так как каждый из нас состоит из души и тела, то большей частью мы произносим молитву вслух, а также сопровождаем ее некоторыми видимыми знаками и телесными действиями: крестным знамением, поклоном в пояс, а для сильнейшего выражения наших благоговейных чувств к Богу и глубокого смирения перед Ним преклоняем колени и делаем поклоны в землю.

      Когда нужно молиться?
      Молиться следует во всякое время, непрестанно.

      Когда особенно надлежит молиться?
      Утром, по пробуждении от сна, — чтобы благодарить Бога за сохранение нас в ночи и просить Его благословения на наступающий день.
      При начале дела — чтобы просить Божией помощи.
      По окончании дела — чтобы благодарить Бога за помощь и успех в деле.
      Перед обедом — чтобы Бог благословил нам пищу во здравие.
      После обеда — чтобы благодарить Бога, питающего нас.
      Вечером, перед отходом ко сну, — чтобы благодарить Бога за проведенный день и просить Его о прощении наших грехов, о мирном и безмятежном сне.
      На все случаи положены Православной Церковью особенные молитвы.

      Молитва перед обедом и ужином

      Отче наш. или:
      Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всяко животно благоволения.

      На Тя — на Тебя. Уповают — обращаются с надеждой. Во благовремении — в свое время. Отверзаеши — открываешь. Животно — живое существо, все живущее. Благоволение — доброе расположение к кому-нибудь, милость.

      Чего мы просим в этой молитве у Бога?
      В этой молитве мы просим, чтобы Бог благословил нам пищу и питие на здоровье.

      Что разумеется под рукой Господней?
      Под рукой Господней разумеется здесь подаяние нам благ.

      Что означают слова исполнявши всяко животно благоволения?
      Эти слова означают, что Господь заботится не о людях только, но и о зверях, птицах, рыбах и вообще о всех живущих.

      Молитва после обеда и ужина

      Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас. Аминь.

      Земные блага — все нужное для земной жизни, например, пища и питие.

      О чем мы молимся в этой молитве?
      В этой молитве мы благодарим Бога за то, что Он насытил нас пищей и питием, и просим, чтобы Он не лишил нас и Небесного Своего Царства.

      Читать эти молитвы следует стоя, обратившись лицом к иконе, которая непременно должна находиться на кухне, вслух или про себя, совершая крестное знамение в начале и в конце молитвы.

      Если за столом сидят несколько человек, молитву читает старший по возрасту человек вслух.

      Что можно сказать о том, кто во время молитвы неправильно и небрежно крестится или стыдится креститься?

      Такой человек не желает исповедовать веру свою в Бога; того постыдится Сам Иисус Христос на Страшном Суде Своем (Мк. 8,38).

      Как нужно креститься?
      Для совершения крестного знамения три первые пальца правой руки — большой, указательный и средний — складываем вместе; два последние пальца — безымянный и мизинец — пригибаем к ладони.
      Сложенные таким образом пальцы мы кладем на лоб, на живот, на правое и левое плечо.

      Что мы выражаем таким складыванием пальцев?
      Складыванием вместе трех первых пальцев мы выражаем веру в то, что Бог — Один по Существу, но троичен в Лицах.
      Два же пригнутые пальца показывают нашу веру в то, что в Иисусе Христе, Сыне Божием, два естества: Божеское и человеческое.
      Изображая на себе крест сложенными пальцами, мы показываем, что спасаемся верой в Иисуса Христа, распятого на Кресте.

      Для чего мы осеняем крестом лоб, живот и плечи?
      Для просвещения ума, сердца и для укрепления сил.

      Быть может, современному человеку покажется странным или вовсе фантастическим утверждение, что от молитвы или настроения может зависеть вкус обеда. Однако в житиях святых есть очень убедительный рассказ на эту тему.

      Однажды к святому преподобному Феодисию Печерскому (преставился в 1074 году) приехал в монастырь князь Киевский Изяслав и остался отобедать. На столе были лишь черный хлеб, вода да овощи, однако эти простые кушанья показались князю слаще заморских яств.

      Изяслав спросил Феодосия, отчего монастырская трапеза показалась есть столь вкусной. На что преподобный отвечал:

      «Князь, наша братия, когда варят пищу или пекут хлеб, вначале берут у настоятеля благословение, потом кладут три поклона перед алтарем, зажигают свечку от лампады перед иконой Спасителя и этой свечкой разводят огонь в кухне и пекарне.

      Когда же нужно вливать воду в котел, служитель также испрашивает на это благословение у старца.
      Таким образом, у нас все делается с благословением.

      Твои же слуги каждое дело начинают с ропотом и досадой друг на друга. А где есть грех, там не может быть удовольствия. Кроме того, ваши дворовые управляющие часто бьют слуг за малейшую провинность, а слезы обиженных добавляют горечи в кушанья, сколь бы они дороги не были».

      Относительно приема пищи Церковь не дает особых рекомендаций, однако перед утренней службой и уж тем более перед причащением есть нельзя. Этот запрет существует для того, чтобы отягощенное пищей тело не отвлекало душу от молитвы и причастия.

      В чем состоит таинство причащения?
      В том, что христианин принимает под видом хлеба истинное Тело Христово, а под видом вина истинную Кровь Христову для соединения с Господом Иисусом Христом и для вечной блаженной жизни с Ним (Ин. 6, 54—56).

      Как должно приготовляться к святому причащению?
      Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен прежде говеть, т.е. поститься, больше молиться в церкви и дома, примириться со всеми и потом исповедоваться.

      Часто ли должно причащаться?
      Должно причащаться как можно чаще, по крайней мере, раз в месяц и обязательно во все посты (Великий, Рождественский, Успенский и Петров); иначе несправедливо называться православным христианином.

      За какой церковной службой совершается таинство причащения?
      За Божественной литургией, или обедней, почему эта служба и считается важнее других служб церковных, например, вечерни, утрени и других.

      В богослужебной практике Русская Православная Церковь пользуется Типиконом. Типикон, или Устав — богослужебная книга, содержащая в себе подробное указание: в какие дни и часы, при каких божественных службах и в каком порядке должно читать или петь молитвословия, содержащиеся в Служебнике, Часослове, Октоихе и других богослужебных книгах.

      В Типиконе также уделяется большое внимание и вкушаемой верующи ми пище. Однако светскому человеку не стоит буквально выполнять все указания, содержащиеся в Уставе, ибо ориентирован он прежде всего на монастырскую братию.

      Молитва перед принятием пищи православие

      Молитвы перед едой :

      Отче наш

      Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

      Вариант молитвы перед едой:

      Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения

      Молитва на благословение еды и пития мирянам

      Господи Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих, яко благословен еси во веки. Аминь. (И перекрести пищу и питие).

      Молитва после вкушения пищи

      Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас

      Молитва на принятие просфоры и св. воды

      Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих. Аминь. .

      Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Спорительница хлебов»

      О, Пресвятая Дево Богороди­це, Премилостивая Владычице, Царице Небесе и земли, всякаго дома и семейства христианскаго Благоустроительнице, труждающихся благословение, нуждаю­щихся неистощимое богатство, сирых и вдовиц и всех людей Кормительнице! Питательнице наша, рождшая Питателя Вселенныя и Спорительнице хлебов на­ших, Ты, Владычице, ниспосылаеши Твое Матернее благосло­вение градом нашим, селам и нивам и коемуждо дому, на Тя упование имущему. Темже с бла­гоговейным трепетом и сокру­шенным сердцем смиренно мо­лим Тя: буди и нам, грешным и недостойным рабом Твоим, муд­рая Домостроительнице, житие наше добре устрояющая. Всякое же сообщество, всякий дом и семейство во благочестии и православии, единомыслии, послушании и довольстве соблюди. Нищия и неимущия пропитай, старость поддержи, младенцы воспитай, всех вразуми преискренне взывати ко Господу: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Сохрани, Пречистая Мати, люди Твоя от всякия нужды, болезни, глада, губительства, града, огня, от всякаго злаго обстояния и всякаго нестроения. Обители на­шей (веси), домам и семействам и всякой души христианстей и всей стране нашей исходатайствуй мир и велию милость, да славим Тя, Премилостивую Питательницу и Кормительницу нашу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

      КАКУЮ МОЛИТВУ ЧИТАТЬ ПЕРЕД И ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ ПИЩИ

      Каждый православный христианин знает, что садясь за трапезу, и встав из-за стола, необходимо помолиться. Христианская молитва до и после еды имеет большой смысле – молясь, мы одновременно просим Бога освятить пищу, благодарим Его за хлеб насущный, и просим не оставлять нас своей милостью и впредь.

      Православная молитва перед и после вкушения пищи имеет огромное педагогическое значение: дети, которые с младенчества приучены молиться Богу, больше уважают труд родителей, бережно относятся к продуктам, а особенно к хлебу, понимая, что его дарует сам Бог. Кроме того, обычай молиться до и после еды предполагает присутствие за столом всей семьи, а этого так не хватает нам в последнее время, когда все куда-то торопятся, каждый занят своими проблемами, и члены семьи страдают от дефицита внимания по отношению друг к другу.

      Святые отцы о необходимости молиться до и после еды

      О необходимости молитвы перед и после вкушения пищи писали множество святых отцов. Среди них святитель Афанасий Великий, праведный Иоанн Кронштадтский, преподобный Серафим Вырицкий, святитель Тихон Задонский, праведный Алексей Мечев и другие. В частности, преподобный Серафим Вырицкий говорил, что люди много болеют именно из-за того, что перестали молиться перед едой, и вкушают пищу, приготовленную без молитвы, с руганью, с плохими помыслами; праведный Алексей Мечев завещал от каждой трапезы отделять кусок неимущим, а святой праведный Иоанн Кронштадтский советовал не садиться за стол в возмущении и раздражении, после ссоры, потому что принятие пищи в таком состоянии способствует болезням. Обычай молиться перед едой и после еды и питья – очень древний, в безбожные годы был утерян, но сейчас, к счастью возрождается вновь.

      Правильная молитва перед и после вкушения пищи

      В каждой семье разные обычаи, соответственно и по-разному читают молитвы до и после еды. В одних семьях принято, чтобы молитвы благословения пищи читал вслух глава семейства, в других – самый младший член семьи, в третьих – по очереди. Для того, чтобы было удобно молиться, повесьте над столом икону Христа или Божьей Матери. Уместны на кухне иконы Богородицы Хлебная или Спорительница хлебов. Если за столом присутствуют представители другой религии, то читать православные молитвы после еды, креститься самим и крестить пищу не принято, чтобы не вызывать у них смущение. Также не корректна молитва вслух на рабочем месте и в гостях, если Вы не уверены, что хозяева исповедуют православную веру и поддержат Вас.

      Слушать на видео молитву после и перед принятием пищи

      Текст православной молитвы перед едой

      Oтче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

      Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Господи, помилуй. (Трижды) Благослови.

      Текст молитвы на благословение пищи и пития православным верующим

      Господи, Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих, яко благословен во веки веков. Аминь. (И перекрестить еду и питие.)

      Текст молитвы которую читают верующие после еды

      Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

      Отче наш. Молитва Господня

      O?тче на?ш, И?же еси? на небесе?х! Да святи?тся и?мя Твое?, да прии?дет Ца?рствие Твое?, да бу?дет во?ля Твоя?, я?ко на небеси? и на земли?. Хле?б на?ш насу?щный да?ждь на?м дне?сь; и оста?ви на?м до?лги на?ша, я?коже и мы? оставля?ем должнико?м на?шим; и не введи? на?с во искуше?ние, но изба?ви на?с от лука?ваго.

      Перевод: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день; И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

      Или: О? чи все?х на Тя?, Го?споди, упова?ют, и Ты? дае?ши и?м пи?щу во благовре?мении, отверза?еши Ты? ще?друю ру?ку Твою? и исполня?еши вся?кое живо?тно благоволе?ния (строки из Пс. 144 ). 1

      Перевод: Очи всех уповают на Тебя, Господи, и Ты даешь им пищу их в свое время; открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению.

      На благословение пищи и пития мирянам

      Го?споди, Иису?се Христе?, Бо?же на?ш, благослови? на?м пи?щу и питие? моли?твами Пречи?стыя Твоея? Ма?тере и все?х святы?х Твои?х, я?ко благослове?н во ве?ки веко?в. Ами?нь. (И перекрестить пищу и питие)

      Перевод: Господи, Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых Твоих, ибо Ты благословен во веки веков. Аминь.

      Благодари?м Тя?, Христе? Бо?же на?ш, я?ко насы?тил еси? на?с земны?х Твои?х бла?г; не лиши? на?с и Небе?снаго Твоего? Ца?рствия, но я?ко посреде? ученико?в Твои?х прише?л еси?, Спа?се, ми?р дая?й и?м, прииди? к на?м и спаси? на?с.

      Перевод: Благодарим Тебя, Христе Боже наш, что Ты насытил нас земных Твоих благ. Не лиши нас и Небесного Твоего Царства, но как посреди учеников Своих явился Ты, Спаситель, мир даруя им, приди и к нам, и спаси нас.

      Молитвы в особых случаях

      Молитвосло?вия на поминальной трапе?зе

      Если на поминальной трапе?зе присутствует иере?й, то сначала совершается обычная заупокойная лития, после которой поется О? тче на?ш… и следует благословение трапезы.

      Если же в числе присутствующих нет иере?я, то после трех обычных поклонов:

      Моли?твами святы?х оте?ц на?ших, Го?споди Иису?се Христе? Бо?же на?ш, поми?луй на?с. Ами?нь.

      Перевод: По молитвам святых отцов наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

      Святы?й Бо?же, Святы?й Кре?пкий, Святы?й Безсме?ртный, поми?луй на?с (Три?жды с поклонами.)

      Перевод: Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас.

      Сла?ва, и ны?не . 2 Ами?нь. Пресвята?я Тро?ице, поми?луй на?с; Го?споди, очи?сти грехи? на?ша; Влады?ко, прости? беззако?ния на?ша; Святы?й, посети? и исцели? не?мощи на?ша, и?мене Твоего? ра?ди.

      Перевод: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь. Пресвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти грехи наши; Владыка, прости беззакония наши; Святой, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради.

      Го?споди, поми?луй (Три?жды).

      Сла?ва, и ны?не . Ами?нь.

      О?тче на?ш, И?же еси? на небесе?х! Да святи?тся и?мя Твое?, да прии?дет Ца?рствие Твое?, да бу?дет во?ля Твоя?, я?ко на небеси? и на земли?. Хле?б на?ш насу?щный да?ждь на?м дне?сь; и оста?ви на?м до?лги на?ша, я?коже и мы? оставля?ем должнико?м на?шим; и не введи? на?с во искуше?ние, но изба?ви на?с от лука?ваго.

      И заупокойные тропари?: C о ду?хи пра?ведных сконча?вшихся ду?шу раба? Твоего? (рабы? Твоея?), Спа?се, упоко?й, сохраня?я ю? во блаже?нней жи?зни, я?же у Тебе?, Человеколю?бче.

      Перевод: Со духами праведных скончавшихся душу раба Твоего (рабы Твоей), Спаситель, упокой, сохраняя ее в блаженной жизни, той, что у Тебя, Человеколюбец.

      В поко?ищи Твое?м, Го?споди, иде?же вси? святи?и Твои? упокоева?ются, упоко?й и ду?шу раба? Твоего? (рабы? Твоея?), я?ко Еди?н еси? Человеколю?бец.

      Перевод: В месте упокоения Твоем, Господи, где все святые Твои обретают покой, упокой и душу раба Твоего (рабы Твоей), ибо Ты Один – Человеколюбец.

      Сла?ва: Ты? еси? Бо?г, соше?дый во а?д и у?зы окова?нных разреши?вый. Са?м и ду?шу раба? Твоего? (рабы? Твоея?) упоко?й.

      Перевод: Ты – Бог наш, сошедший во ад и муки узников прекративший, Сам и душу раба Твоего (рабы Твоей) упокой.

      И ны?не: Еди?на Чи?стая и Непоро?чная Де?во, Бо?га без се?мене ро?ждшая, моли? спасти?ся душе? его? (ея?).

      Перевод: Единая Чистая и Непорочная Дева, Бога во чреве носившая неизреченно, ходатайствуй о спасении души раба Твоего (рабы Твоей).

      Затем трижды произносится сия молитва с 15 поклонами: П омяни?, Го?споди, ду?шу усо?пшаго раба? Твоего? (усопшей рабы? Твоея?) и?мя (покло?н). Ели?ка в житии? се?м я?ко челове?к согреши?, Ты? же, я?ко Человеколю?бец Бо?г, поми?луй (покло?н), и ве?чныя му?ки изба?ви (покло?н), и Небе?снаго Ца?рствия прича?стником (причастницей) учини? (покло?н), и душа?м на?шим поле?зное сотвори? (покло?н).

      После этого поется или читается в качестве предобеденной молитвы О? тче на?ш, за ней следует призывание Божия благословения на трапезу по чину для мирян.

      В начале поминальной трапезы прежде других снедей всем предлагается кутия. А пред последним сладким блюдом, каким традиционно подается кисель с молоком (в постные дни с миндальным или маковым), — приносится так называемое пивомедие — сладкий неалкогольный напиток. В заключение все встают и, если трапеза совершается в день погребения или поминовения: в 9-й, 20-й, 40-й дни по кончине и в первую годовщину — поют стихи?ру на гла?с 6-й:

      Зря?ще мя? безгла?сна,/ и бездыха?нна предлежа?ща,/ воспла?чите о мне?, бра?тие и дру?зи,/ сро?дницы и зна?емии:/ вчера?шний бо де?нь бесе?довах с ва?ми,/ и внеза?пу на?йде на мя? стра?шный ча?с сме?ртный;/ но прииди?те вси? лю?бящии мя?,/ и целу?йте мя? после?дним целова?нием,/ не ктому? бо с ва?ми похожду?/ или? собесе?дую про?чее;/ к Судии? бо отхожду?,/ иде?же не?сть лицеприя?тия:/ ра?б бо и влады?ка вку?пе предстоя?т,/ ца?рь и во?ин, бога?тый и убо?гий/ в ра?внем досто?инстве:/ ки?йждо от свои?х де?л/ или? просла?вится, или? постыди?тся./ Но прошу? все?х и молю?,/ непреста?нно о мне? моли?теся Христу? Бо?гу,/ да не низведе?н (низведена) бу?ду по грехо?м мои?м на ме?сто муче?ния,/ но да вчини?т мя?, иде?же Све?т живо?тный.

      Перевод: Видя меня безгласным и бездыханным пред вами лежащим (безгласную и бездыханную пред вами лежащую), восплачьте (все) обо мне: братья и друзья, родные и знакомые: ведь вчерашний день я беседовал с вами, и внезапно настиг меня страшный час смерти. Но придите, все любящие меня, и целуйте меня последним целованием: ведь не буду уже с вами ходить, или собеседовать впредь. Ибо к Судии я отхожу, где нет лицеприятия: ведь раб и владыка там вместе предстоят, царь и воин, богатый и бедный в равном достоинстве: ибо каждый от своих дел или прославится, или постыдится. Но прошу всех и молю непрестанно обо мне молиться Христу Богу, чтобы не был я низведен (не была я низведена) по грехам моим на место мучения, но да поместит Он меня туда, где свет жизни.

      Если же поминовение совершается в других случаях, кроме перечисленных, поется стихи?ра, гла?с 8-й:

      Пла?чу и рыда?ю,/ егда? помышля?ю сме?рть,/ и ви?жду во гробе?х лежа?щую/ по о?бразу Бо?жию созда?нную на?шу красоту?,/ безобразну, безсла?вну,/ не иму?щую ви?да./ О чудесе?! Что? сие? е?же о на?с бы?сть та?инство?/ Ка?ко преда?хомся тле?нию,/ ка?ко сопряго?хомся сме?рти?/ Вои?стинну Бо?га повеле?нием,/ я?коже пи?сано е?сть,/ Подаю?щаго преста?вльшемуся (преста?вльшейся) упокое?ние.

      Перевод: Плачу и рыдаю, когда себе представлю смерть и увижу в гробницах лежащую по образу Божию созданную нашу красоту безобразной, бесславной, не имеющей вида. О чудо! Что это за совершившееся над нами таинство? Как мы были преданы тлению? Как сочетались со смертью? Воистину повелением Бога, как написано, подающего преставившимся упокоение.

      Зате?м иере?й: В о блаже?нном успе?нии рабу? Бо?жию (рабе? Бо?жией) и?мя, преста?вльшемуся (преста?вльшейся) ве?чная па?мять.

      Перевод: Во блаженном успении вечный покой подай, Господи, усопшему рабу Твоему (усопшей рабе Твоей), и сотвори ему (или ей) вечную память!)

      В отсутствие иере?я ста?рший из миря?н: Р абу? Бо?жию (рабе? Бо?жией) преста?вльшемуся (преста?вльшейся) ве?чная па?мять.

      Все?: В е?чная па?мять (три?жды).

      Пьют заупокойную чашу и вкушают последнее блюдо. Трапеза оканчивается обычным благодарением.

      Моли?тва на благослове?ние пасхальных сне?дей

      Го?споди Иису?се Христе? Бо?же на?ш, по вели?кой ско?рби Креста? и страда?ний Твои?х ра?дости безме?рной тридне?вным воскресе?нием все?х испо?лнивый! Благодари?м Тя?, я?ко сподо?бил еси? ны?не и на?с, по?прище поста? соверши?вших, дости?гнути святы?х си?х дне?й и ра?дости све?тлаго Твоего? воскресе?ния прича?стниками бы?ти. Благодари?м Тя?, я?ко по милосе?рдию Твоему? и неизрече?нному снисхожде?нию к не?мощем на?шим утеша?еши на?с и трапе?зою пра?здничною в подкрепле?ние и услажде?ние немощно?й пло?ти. Те?мже мо?лим Тя?, благослови? се?й пасха?льный хле?б, млеко? огусте?вшее, я?ица и про?чия пасха?льныя сне?ди, наипа?че си?и, от ни?хже, повину?ющеся Уста?ву Це?ркви, в мимоше?дшие дни? поста? возде?рживались рабы? Твои?, да бу?дут они? вкуша?ющим и?х со благодаре?нием во здра?вие, в подкрепле?ние си?л теле?сных, в весе?лие и ра?дость, да вся?кое дово?льство иму?ще, изоби?ловати бу?дем и в дела? блага?я, и от полноты? благода?рнаго се?рдца сла?вити Тя?, Воскре?сшаго, пита?ющаго и утеша?ющаго на?с, ку?пно же с Тобо?ю и Безнача?льнаго Твоего? Отца? и Свята?го Ду?ха во ве?ки веко?в. Ами?нь.

      Молитва сия может быть прочитана иереем или старейшим из присутствующих на первой праздничной трапезе вместо обычной формулы благословения.

      Молитва иная при скудной пасхальной трапе?зе

      Го?споди Иису?се Христе? Бо?же на?ш, по вели?кой ско?рби Креста? и страда?ний Твои?х, ра?дости безме?рной тридне?вным воскресе?нием вся? испо?лнивый! Благодари?м Тя?, я?ко сподо?бил еси? и на?с, по?прище поста? соверши?вших, дости?гнути святы?х си?х дне?й и ра?дости све?тлаго Твоего? воскресе?ния прича?стниками бы?ти. Мо?лим Тя?: благослови? и освяти? хле?бы сии?, и?хже рабы? Твои? по ску?дости свое?й вме?сто пасхальных сне?дей угото?ваша и пред Твое? Свято?е Лице? принесо?ша. Да бу?дут они? вкуша?ющим и?х ве?рным в сла?дость и утеше?ние, и ску?дость трапе?зы да не омрачит пра?здничной ра?дости люде?й Твои?х. Све?том воскресе?ния да разсеяны бу?дут все? ско?рби и печа?ли, да все? и богатые и убогие, и изобилующие, и в ску?дости сущие сла?вят Тя?, Воскре?сшаго, и в ско?рбях отра?ду на?м Подаю?щаго, ку?пно же с Тобо?ю и Безнача?льнаго Твоего? Отца? и Свята?го Ду?ха, во ве?ки веко?в. Ами?нь.

      Молитва на благословение скоромных 3 снедей в праздник Рождества Христова

      (читается на первой праздничной трапезе вместо обычной формулы благословения)

      Го?споди Иису?се Христе? Бо?же на?ш, изво?ливый спасе?ния на?шего ра?ди на земли? во пло?ти яви?тися и от Безневе?стныя и Пречи?стыя Де?вы Мари?и неизрече?нно роди?тися! Благодари?м Тя?, я?ко сподо?бил еси? на?с, по?двигом поста? предочистившихся, дости?гнути вели?каго пра?здника Твоего? Рождества? и в ра?дости духо?вной со а?нгелами воспева?ти Тя?, с па?стырями славосло?вити, с волхвами поклоня?тися. Благодари?м Тя?, я?ко по вели?кому милосе?рдию Твоему? и безме?рному снисхожде?нию к не?мощем на?шим утеша?еши на?с ны?не не то?чию изобильною пи?щею духо?вною, но и трапе?зою пра?здничной.
      Т е?мже мо?лим Тя?, отверза?ющаго ще?друю ру?ку Твою?, исполня?ющаго все? живу?щее бла?г Твои?х, даю?щаго все?м пи?щу, соответствующую вре?мени и правилам церко?вным, благослови? пра?здничныя сне?ди, ве?рным лю?дем Твои?м угото?ванныя, наипа?че сия?, от ни?хже повину?ющеся Уста?ву Це?ркви Твоея?, в мимошедшии дни? поста? возде?рживались рабы? Твои?, да бу?дут оне? вкуша?ющим и?х со благодаре?нием во здра?вие, в подкрепле?ние си?л теле?сных, в весе?лие и ра?дость. Да вси? мы?, вся?кое дово?льство иму?ще, изоби?ловати бу?дем и в дела? блага?я, и от полноты? благода?рнаго се?рдца сла?вити Тя?, пита?ющаго и утеша?ющаго на?с, ку?пно же и Безнача?льнаго Твоего? Отца? и Пресвята?го Ду?ха во ве?ки веко?в. Ами?нь.

      Молитва на благословение скоромных снедей в праздник Успения Пресвятой Богородицы

      О, Пресвята?я Госпоже? на?ша, Де?во Богоро?дице, и по отше?ствии Твое?м от земли? люде?й правосла?вных не оставля?ющая, но при?сно милостями Свои?ми посеща?ющая, ра?дости на?ши усугубляющая, ско?рби утоля?ющая! Благодари?м Тя?, я?ко и ны?не дарова?ла еси? на?м ра?дость дости?гнути пра?здника честна?го Твоего? Успе?ния, уте?шитися торжество?м церко?вным, услади?тися пи?щею духо?вною — похвала?ми, во сла?ву Твою? воспетыми. Ве?руем, Влады?чице, я?ко Твоего? ра?ди хода?тайства даровано на?м и утеше?ние теле?сное — трапе?за пра?здничная. Моли? у?бо, Пречи?стая, Твоего? Сы?на и Бо?га на?шего, все?х бла?г Да?теля, да благослови?т О?н пра?здничныя сне?ди, наипа?че сия?, от ни?хже, повину?ющеся Уста?ву Свято?й Це?ркви, православные лю?ди возде?рживались в мимоше?дшие дни? поста?, да бу?дут оне? вкуша?ющим и?х со благодаре?нием во здра?вие, в подкрепле?ние си?л теле?сных, в весе?лие и ра?дость, да вси? мы?, вся?кое дово?льство теле?сное иму?ще, изоби?ловати бу?дем и в дела? блага?я, и от полноты? благода?рнаго се?рдца сла?вити пита?ющаго и не по грехо?м на?шим ми?лующаго на?с Твоего? Боже?ственнаго Сы?на Христа? Бо?га на?шего, ку?пно со Безнача?льным Его? Отце?м и Святы?м Ду?хом, и Тебе?, на?шей Ма?тери Благодатной, Предста?тельнице, Помо?щнице и Уте?шительнице, вку?пе со святы?ми апо?столами моле?бно и благода?рственно взыва?ти: Пресвята?я Богоро?дице, помога?й на?м всегда?, ны?не и при?сно, и во ве?ки веко?в. Ами?нь.

      (Если праздник Успения Пресвятой Богородицы случится в среду или пяток, молитва сия читается пред трапезой на следующий день).

      Молитва на благословение скоромных снедей (в праздник первоверховных апостолов Петра и Павла)

      Го?споди Иису?се Христе? Бо?же на?ш! Благодари?м Тя?, я?ко дарова?л еси? на?м, по?прище поста? святы?х апо?столов прешедшим, дости?гнути пра?здника сла?вных Первоверховников Петра? и Па?вла.
      М о?лим Тя?, отверза?ющаго ще?друю ру?ку Твою?, исполняющего все? живу?щее бла?г Твои?х, даю?щаго все?м пи?щу, соответствующую вре?мени и правилам церко?вным, благослови? пра?здничныя сне?ди, ве?рным лю?дем Твои?м угото?ванныя, наипа?че сия?, от ни?хже повину?ющеся Уста?ву Це?ркви Твоея?, в мимошедшие дни? поста? возде?рживались рабы? Твои?, да бу?дут оне? вкуша?ющим и?х со благодаре?нием во здра?вие, в подкрепле?ние си?л теле?сных, в весе?лие и ра?дость. Да вси? мы? вся?кое дово?льство иму?ще, изоби?ловати бу?дем и в дела? блага?я, и от полноты? благода?рнаго се?рдца сла?вити Тя?, пита?ющаго и утеша?ющаго на?с, ку?пно же и Безнача?льнаго Твоего? Отца? и Пресвята?го Ду?ха во ве?ки веко?в. Ами?нь.

      (Если праздник Первоверховных Апостолов случится в среду или пяток, молитва сия читается пред трапезой на следующий день).

      2 Сокращение «Слава» следует читать как «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу». Сокращение «и ныне»: «и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.»

      3 Скоро?мная пи?ща – продукты животного происхождения, не дозволенные в пост: мясные и молочные продукты, яйца.

      Читайте так же:  Молитва перед иконой толгская

    admin

    Наверх