Молитва двенадцати ангелам

Ангел Хранитель как личность и проблемы его изображения в православной иконописи

Изображения Ангелов можно встретить уже в римских катакомбах, правда, без привычных крыльев. Хотя крылатые существа известны даже в доантичную эпоху. Однако в раннехристианских памятниках отсутствуют изображения Ангела Хранителя.

Сколько мы ни искали, но так и не обнаружили иконографию Ангела Хранителя в 11-вековом византийском искусстве, основополагающем для православного мира. Тот «страж храма» из константинопольской Софии, о котором упоминает о. Георгий Флоровский [2] , является, по мнению В.Н. Лазарева, Архангелом Гавриилом [3] , что значительно больше походит на правду. Мерило и зерцало в руках свидетельствуют: перед нами – кто-то из Архангелов, но не «страж храма».

Силы небесные живописали достаточно часто, но не Ангела Хранителя.

Это интересно. Поскольку возникает справедливый вопрос: если молитва, которую вычитывают православные в утреннем правиле («Святый Ангеле, предстояй окаянной моей души…»), написана преп. Макарием Великим в IV веке, а канон Ангелу Хранителю составлен митрополитом Евхаитским Иоанном Мавроподом в XI столетии, то к какой же иконе обращались молящиеся?

Вызывает недоумение фактическое отсутствие литературы по обозначенной теме. Отдельные авторы ее затрагивают лишь описательно. Не проблемно. А иногда и ошибочно: об одной такой статье известного советского искусствоведа мы уже высказывались в периодической печати [4] .

Поскольку все, кроме Бога, имеет свое начало, — требуется выяснить: когда, по учению Церкви, к человеку приставляется Ангел Хранитель? Начиная с Тертуллиана и Оригена, ещё первохристианские авторы давали самые разные ответы. Но заключительная молитва канона Ангелу Хранителю говорит совершенно однозначно: «от святого крещения» — нового рождения водой и Духом… Причем песнь 7 этого канона указывает и на какой срок: «от Бога дарованного ми во веки», то есть Ангел Хранитель сопровождает каждого христианина от св. крещения и до окончания земного пути, но и после, «в страшный же час смерти неотступен буди ми, благий хранителю мой,‹…› егда имам преходити воздушная мытарства» (молитва акафиста Ангелу Хранителю), так как усопшего «обычно сопровождают два ангела ‹…›. Обязанность этих ангелов (Ангела Хранителя и встречного ангела. – В. К.) – сопровождать душу умершего на его пути в загробную жизнь» [5] . И на Страшном Суде Ангел Хранитель будет предстательствовать пред Христом, моля о прощении хранимого им человека, и в случае прощения – становится последнему неразлучным другом в вечности.

Бытует мнение, что тот друг и Ангел есть святой, имя которого мы носим. Отсюда, мол, именины и называются днем Ангела.

Это явное заблуждение. Оно легко опровергается утренним правилом: одна молитва вычитывается Ангелу Хранителю – совершенно другая – святому, во имя которого крещен христианин.

Нет, лик Ангела Хранителя от смертных людей скрыт. Зримо он открывается лишь в момент разлучения души с телом. Уже одного этого достаточно для отрицательного ответа на вопрос: «Имеет ли право на существование иконография Ангела Хранителя?». В противном случае иконописец должен был бы умереть и воскреснуть… Да и коль воскреснет, то он изобразит только своего Ангела. Где гарантии, что его Ангел одинаков хотя бы визуально с Ангелом каждого из нас? Этот вопрос правомерен даже к святым, которые воочию видели своих Хранителей. [6] Ведь если «неизвестно, являются ли Ангелы единосущными друг другу, возможно, что каждый из них – особое творение Божие, особый духовный мир» [7] , – тогда насколько актуальней ставить вопрос об «ипостазировании» Ангелов: есть ли наш Хранитель некая функциональная сила, безликая, а точней, однообразная и трансцендентная – или все-таки конкретная личность, призванная к служению?

Разговор о категориальном анализе личности – трудный; тут все держится на еле уловимых тонкостях. И в человеке ведь различие природы и личности уловить не легче, чем различить единую природу и трех Лиц в Боге.

«Мы привыкли считать эти два выражения – личность и индивид – почти что синонимами, — пишет В.Н. Лосский, — мы одинаково пользуемся и тем и другим, чтобы выразить одно и то же. Однако в известном смысле индивид и личность имеют противоположное значение; индивид означает извечное смешение личности с элементами, принадлежащими общей природе, тогда как личность, напротив, означает то, что от природы отлично».

В.Н. Лосский продолжает: «В нашем настоящем состоянии, сами будучи индивидами, мы воспринимаем личность только через индивид. Когда мы хотим определить, «охарактеризовать» какую-нибудь личность, мы подбираем индивидуальные свойства, «черты характера», которые встречаются у прочих индивидов и никогда не могут быть совершенно «личными», так как они принадлежат общей природе. И мы, в конце концов, понимаем: то, что делает его «им самим» — неопределимо, потому что в его природе нет ничего такого, что относилось бы собственно к личности, всегда единственной, несравнимой и «бесподобной» [8] .

Здесь тайна, происходящая из неограниченных творческих способностей Создателя мира. Она не имеет измеримых «параметров». Существуют ли способы и величины, чтобы измерить тайну?

Но у тайны есть своя антиномия – «индивидуальные свойства». Отсюда возникает понятие «индивидуальность» — совокупность качеств, выражающих сущность отдельного индивида. Человеческая индивидуальность – безусловная экзистенциальная ценность от Бога. Она не отвергается, а включается в Соборное единство; чем и объяснимо требование «портретного сходства» от изографа при живописании иконы того или иного святого, «ибо почитание (воздается иконе) не постольку, поскольку она отстает от сходства (с первообразом), но поскольку она представляет подобие (с ним)», — поясняет св. Феодор Студит. Само слово eikon «образ» восходит к eiko «имею сходство, похожу». Иконописные подлинники полны указаний типа «пастырь, седой, борода Иоанна Богослова», «округло лице, яко же и Матери Его», «власы Николины» и т.п. Умелая кисть мастера, водимая Творцом, каждый раз из совокупности таких сравнительных черт создает единственный и неповторимый образ человека – личность, что подтверждается и надписью на иконе: это свт. Василий Великий, а не свт. Григорий Богослов. Потому в древности образ сначала одобрялся духовными лицами и потом уже освящался надписью (чина освящения, какой известен сегодня, до XVII в. не существовало: считалось, что икону освящает именно надпись; да и сегодняшний чин освящения есть только акт одобрения, и не больше).

Могут ли здесь Ангелы утверждаться в статусе индивидов, а значит, заключать «себя в пределах своей частной природы»? Могли… Но только перестали бы быть Ангелами.

Бесполезно углубляться в вопрос об ангельской природе. Этого не даст нам сделать сама непостижимая природа ангельского мира. И все-таки, Отцы Седьмого Вселенского Собора, указывая на совершенную бестелесность и невидимость Бога, подтвердили положение о допустимости изображать Ангелов на иконах: «Что же касается разумных сил, то они не всецело изъяты от телесности и не безусловно невидимы, будучи одарены тонкими, воздухообразными или огненными телами, в которых они неоднократно являлись и были видимы». Отцы не уточнили, временно или постоянно носят Ангелы эти тонкие тела. Они засвидетельствовали только, что бесплотность Ангелов относительна, что Ангелы являлись людям, а потому они в известном смысле изобразимы [13] . Преп. Иоанн Дамаскин прямо говорит, что Ангелы — «описуемы; ибо когда они находятся на небе, их нет на земле; и посылаемые Богом на землю – они не остаются на небе» [14] .

Вопрос об их изобразимости (в качестве церковно почитаемого образа) оттого и решаем, что Ангелы – личности. Своим опровержением преп. Феодор Студит доказывал иконоборцам: « икона изображает не природу, а личность» [15] . Заметим: конкретную личность, а не символическую – символических личностей человека, как и «личностей вообще», не бывает.

Путать абстрактные формулы с людьми занятие вредное.

Возникает вопрос: что позволяло преп. Андрею Рублеву изображать Св. Троицу в виде Ангелов, символизирующих три Ипостаси? Насколько правомерен символизм здесь? Отвечает ли данная иконография 82-му правилу Трулльского Собора?

Вот в том-то и дело, что «образ Троицы не есть ипостасный образ Отца, Сына и Духа Святого, а образ троичности Божества и троичного бытия» (Л.А. Успенский). Явление Аврааму трех мужей у дуба Мамврийского, по мнению Церкви, является не символом, а прообразовательным видением Пресвятой Троицы. Это и позволяло преп. Андрею Рублеву Ее изображать не символически, а в качестве прообразов. 82-е правило в данном случае не нарушалось, потому как оно, требуя конкретности, запрещает символы, а не прообразы. Да и речь на Пято-Шестом Соборе велась не об изображении Троицы, а – Иисуса Христа. Икона «Отечество», например, противоречит этому правилу и представляет нам образ Троицы ипостазированным. Но в силу невоплощенности Бога Отца, Его образ – уже символ. [«Ветхий денми» из пророчества Даниила не может быть Отцом – согласно Деяниям Большого Московского Собора (глава 43), Он – Сын во славе Божества, «еже будет во второе Его пришествие».] Образ же Духа Святого в виде голубя правомерен лишь в сюжете «Богоявление».

Икона ветхозаветной Троицы, написанная Рублевым, основана на явлении чувственном, и, говоря словами преп. Иосифа Волоцкого, в ней «почитают и целуют едино существо Божества».

К середине XVI в. чужеродный символизм активно начинает вытеснять из иконописи язык «преображенного евангельского реализма». Появляется икона Ангела Служителя (ныне находится в музее-заповеднике города Сергиев Посад). Этого Ангела некоторые искусствоведы приняли за Ангела Хранителя. Диаконские же облачения, вместо меча кадило в руке говорят о нем как о служителе: греч. diakonos – служитель. Тем не менее, XVI век все сделал, чтобы явить миру образ Ангела Хранителя. А.С. Уваров в свое время писал о нахождении такого образа в клеймах, с пояснительными надписями «Ангел Хранитель хранит человека в дни» и «Ангел Господень хранит человека в нощи». Сама икона датируется XVII веком, но представляет собой список с иконы XVI столетия, названной А.С. Уваровым «Ангел Хранитель с похождениями». Однако до сего дня подобные памятники XVI в. не дошли. Впрочем, в аналогичном символизме того времени сомневаться не приходится. По меткому замечанию о. Георгия Флоровского, «это преобладание символизма означало распад иконного письма. Икона становится слишком литературной, начинает изображать не столько лики, сколько идеи».

XVII век лишь усугубил сложившееся положение.

Теперь пришла пора задать следующий вопрос: «Почему Ангелы однообразны, то есть, одинаковы ликами?» Выше мы уже говорили о требовании Отцов к иконописцу добиваться «портретного сходства» с первообразом. Так вот, «одинаковость» у Ангелов – тоже в известной мере «сходство», хотя звучит это парадоксально. Судите сами: Ангелы, будучи личностями и не будучи индивидами — «порождениями биологического родового процесса» (архим. Киприан /Керн/) — приобретают «неуловимые», а, следовательно, ни с кем не сравнимые черты – как такую тайну может разрешить изограф, если, по учению Церкви, на иконе следует изобразить личность и символически указать на природу изображаемого? Как? Только «апофатически» — от обратного, — чтобы не с кем было сравнить (Ангел в образе юноши – банальная выдумка искусствоведов). Вот древний художник, согласно с требованиями св. Отцов, исключительно духовидчески, умозрительно, а не рационалистически, и представил лик без усов, бороды, без морщин и каких бы то ни было типажных признаков, лик без единой приметы пола (ибо Ангелы — бесполы).

Что можно в таком случае получить, имея вдобавок самые смутные представления о природе ангельского мира? – только то, что получили: фактическую одинаковость (она заодно и подчеркивает меньшее совершенство в образе Божием у Ангела по сравнению с человеком). Даже одежды отличаются не характером, а иерархически: у Архангела вместо гиматия изображается плащ, вместо хитона – далматик с оплечьем и подольником; волосы же и прически – разницы не имеют.

Вот откуда «в известном смысле» изобразимость, о которой говорили Отцы Седьмого Собора.

Но не следует данный прием считать «трафаретным». Он носит концептуальный характер.

Историк философии может справедливо спросить: «Различать «личность» и «индивидуальность» стали лишь с XVIII века, начиная с Канта и Гердера. Поэтому древний изограф не мог даже гипотетически вводить такие понятия в живопись».

Отвечаем. Во-первых, понятием «личность» пользовались Отцы, изобличавшие ариан, в IV веке – «в период тех богословских споров, которые велись вокруг тринитарного и христологического догматов». Во-вторых, отсутствие термина «индивидуальность» или «индивид», не говоря уже о названном различении, вовсе не означает отсутствие самого понятия. Из слов преп. Феодора Студита о сходстве изображения на иконе с первообразом становится ясно, что этот святой имеет в виду именно «индивидуальность». Самость, гордыня — весь перечень грехов,- судя по библейской истории, всегда сопутствовал человеку после потери рая. А ведь они и есть черты, присущие индивиду. Не всякий иконописец мог категориально проанализировать и различить тонкости хитросплетений такой философии, но он обладал, повторяем, мистическим умозрением – зрением умного мира, которое отвлеченные понятия переводило в художественные образы – «краски мудрости», «богословие в красках». Да и само богословие иконы принадлежало преимущественно Отцам, а не художнику. Когда же данный принцип был нарушен, и иконописец начал «действовать» самостоятельно, то вместо богословия получился литературный суррогат с претензиями на философию, обернувшийся «символизмом идей». Из античного прошлого выходила великая тень Платона: идея как метафизическая сущность вещи стала зрительным образом.

Дух времени вершил свое дело.

Читайте так же:  Христос воскрес молитва

Все на удивление похоже! В русской истории XVI век – это популяризация великодержавных идей, воплощенных в соответственные деяния. XVII столетие страна начинала смутой, а кончила – петровскими «реформами». «В области художественного творчества, — пишет Л.А. Успенский, — так же как и в области богословской мысли, исчезает творческое переживание предания и переосмысление Православия в свете того, что несет иноверие. Изменения в религиозной психологии эпохи выражаются в разрыве между молитвенным подвигом и творчеством, так же как и богословской мыслью» [16] . Складывается впечатление, что некоторым русским живописцам того времени становится трудно помыслить Бога «вне» плоскости иконы, обитающим «в неприступном свете». А коль так, то с иссяканием высокого богомыслия утрачивается и всякое трезвение в изображении неизобразимого. Начинают играть «фантазии», иной раз даже чем-то объясняемые. Тут и случается рецидив авторского произвола, воспитанный влияниями «извне». И его логическим продолжением в XVIII веке станет появление многочисленных языческих «купидонов» в церковном искусстве.

Вот на такой почве культивировалась иконография Ангела Хранителя. Но исчезало полуторатысячелетнее сознание ее невозможности.

Проблема нововведений XVI — XVII веков остро стоит и в наше время. Широкое распространение непозволительных икон не находит надлежащей критики в церковной, литературе. Л. А. Успенский писал: «Мы знаем: так же как человеческая мысль не всегда была на высоте подлинного богословия, так и художественное творчество не всегда было на высоте подлинного иконописания, и среди прочих заблуждений мы часто встречаем образ Бога Отца, особенно распространившийся в православном мире с XVII века» [19] .

Добавим сюда и образ Ангела Хранителя.

Седьмой Вселенский Собор на все века провозгласил, что «иконописание зависит от св. Отцов и только художественный его аспект принадлежит художнику» [20] .

Этого-то и не было, на наш взгляд, при разработке иконографии Ангела Хранителя.

[1] Филатов В.В. Краткий иконописный словарь. М.: Просвещение, 1996. С. 14..

[2] Флоровский Георгий, прот. Догмат и история. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1998. С. 401.

[3] Лазарев В.Н. Византийская живопись. М.: Искусство, 1986. Табл. 122.

[4] Кутковой В.С. От веры в науку – к вере в науке // Покров. Великий Новгород, 2002. №2 (9). С. 6-8.

[5] Серафим (Роуз), иером. Душа после смерти. СПб., 1994 С. 40.

[6] Преп. Иоанн Дамаскин пишет, что Ангелы «являются людям достойным, которым Бог пожелает, чтоб они являлись, не таковыми, каковы они суть, но в измененном виде, смотря потому, как могут видеть смотрящие». — Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры. СПб, 1894. Репринт: М.: «Лодья», 2002. С. 47.

[7] Алипий (Кастальский-Бороздин), архим. Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие: Курс лекций. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. С. 179.

[8] Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991 С. 92-93.

[11] Алипий (Кастальский-Бородин), архим. Исайя (Белов), архим. Указ. соч. С. 183-184

[12] Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры. СПб, 1894. Репринт: М.: «Лодья», 2002. С. 48.

[13] . Алипий (Кастальский-Бородин), архим. Исайя (Белов), архим. Указ. соч. С. 180.

[14] Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры. СПб, 1894. Репринт: М.: «Лодья», 2002. С. 47.

[15] Цит. по: Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. Париж: Изд-во Западноевропейского экзархата Московской Патриархии, 1989. С. 94.

[17] Тихомирова К.Г. Героическое сказание в древнерусской живописи. // Древнерусское искусство: Художественная культура Москвы и прилегающих к ней княжеств. XIV-XVI вв. М., 1970. С. 8-17.

[18] См.: 1) роспись северной стены церкви Воскресения в Ростове (ок. 1675 г.);

2) фреска церкви Иоанна Предтечи в Ярославле (1694-1695).

[19] Успенский Л.А. Указ. соч. С. 121-122.

Молитвы ангелу-хранителю

Многие века существуют на свете канонические молитвы к ангелу-хранителю. Это проверенные многократно и дошедшие до нас от наших предков словесные коды – мощная защитная информация, которая не утратила своей силы и по сей день, и даже более того – от многократных повторений многими людьми молитвы становятся все сильнее! Мы с вами для своей защиты, для помощи тоже вполне можем использовать канонические молитвы. Они работают, проверьте! Вот несколько самых сильных защитных молитв.

Утренняя молитва ангелу-хранителю

О, святой ангел, ходатайствующий перед Творцом нашим за душу мою, тело мое и жизнь мою!
Не оставь меня, и не отступи от меня за все грехи мои. Прошу тебя, не дай лукавому демону завладеть душой моей и телом моим. Укрепи мою душу и направь ее на путь истинный. Прошу тебя, ангел Божий и хранитель души моей, прости мне все грехи, которыми я оскорбил тебя за всю мою неправедную жизнь. Прости все мои прегрешения, которые я совершил в день минувший, и защити меня в новый день. Сохрани душу мою от разных искушений, чтобы я не прогневил Творца нашего. Прошу тебя, помолись за меня перед Творцом нашим, чтобы сошла на меня милость его и спокойствие душевное. Аминь.

Если начинать с этой молитвы каждое утро, то помощь и поддержка ангела-хранителя будет всегда с вами каждую минуту наступающего дня.

Молитва ангелу-хранителю для защиты от бед

Ангел Христов, святый хранитель тела моего бренного и души моей, опекающий меня, молю тебя о помощи и спасении тела моего и души моей. Защити меня, святый, от бед многочисленных, не дай лютому зверю повергнуть меня, не дай ворогу лишить живота меня, не дай стихии погубить меня, не дай лихим людям причинить мне зло. Если чем прогневал тебя и Творца нашего, на то Всевышний судья мне, но не слуги нечистого. Спаси тело мое и душу мою, святый ангел-хранитель. Аминь.

Читайте эту молитву первого числа каждого месяца или каждый понедельник.

Молитва ангелу-хранителю о счастливой жизни

Благодетель, святый ангел, хранитель мой в веки вечные, покуда жив я буду! К тебе взывает подопечный твой, услышь меня и низойди до меня, как облагодетельствовал ты меня много раз, так еще раз облагодетельствуй. Перед Богом чист я, перед людьми ни в чем не провинился. Верой жил я прежде, верой буду жить и дальше, а посему Господь оделил меня своей милостью и по Его воле ты охраняешь меня от всякой напасти. Так пусть же сбудется воля Творца, и ты, святый, исполнишь ее. Прошу тебя о счастливой жизни для себя и домашних своих, и буде то для меня высшей наградой от Творца. Услышь меня, ангел небесный, и помоги мне, исполни волю Божию. Аминь.

Молитва ангелу-хранителю, чтобы наставил на путь истинный

Ангел небесный, спаси мою душу грешную, помолись за меня Творцу, да низойди на меня. Яви мне знамение Божие, яви мне волю Божию. Я готов чутко внимать воле Божией, ибо раскаялся в делах своих земных. Прости мои прегрешения, моли за меня Господа Бога нашего Иисуса Христа! Наставь меня на путь истинный. Вновь принеси мне слово Творца. Пусть Отец наш небесный через тебя говорит мне волю свою. Как учащийся внимает в школе словам знания Богоугодного, так и я готов внимать слову Божию из уст посланника Его, ангела святого. О сем молю тебя, святый ангел. Аминь.

Молитва ангелу-хранителю для успеха во всем

Святый ангел Христов, благодетель мой и покровитель, тебе молюсь я, грешный, помоги православному, живущему по заповедям Божьим. Прошу тебя о немногом; не прошу злата, не прошу излишков, не прошу сытости, но прошу пособить мне в пути моем по жизни, прошу поддержать в трудный миг, прошу честной удачи; а все остальное прибудет само, если будет на то воля Творца. Потому о большем не помышляю, кроме как об удаче в жизненном пути своем и в делах всяких. Прости, если грешен перед тобой и Богом, помолись за меня Отцу Небесному и ниспошли на меня благодетельство твое. Аминь.

Молитва ангелу-хранителю для защиты от проступков

Будучи в глубоком огорчении, но не ради излишка и не ради сытости взываю к тебе, святый ангел Христов. Помоги мне, рабу Божию (имя), яко помогаешь всем по воле Творца. Убереги меня от тяжких бед, ибо попала душа моя в искушение. Убереги от проступков, дабы вреда никому не причинил и Божиих заповедей тем не нарушил. Спаси, святый, удержи от того, чтобы другим не доставить страдания по недомыслию своему и слабости своей. Убереги, спаси мою душу и помолись за меня перед Творцом. На тебя, мой ангел-хранитель, надежды свои возлагаю. Аминь.

Молитва ангелу-хранителю для защиты от несчастного случая

Святый ангел Христов, защитник от всякого промысла лукавого, покровитель и благодетель! Как заботишься о каждом нуждающемся в твоей помощи в миг случайного несчастья, позаботься и обо мне, грешном. Не оставь меня, внемли моей молитве и огради меня от раны, от язвы, от всякого несчастного случая. Вверяю тебе жизнь свою, как вверяю душу. И как молишь за душу мою Творца нашего, похлопочи же о жизни моей, обереги тело мое от повреждения всякого. Аминь.

Молитва ангелу-хранителю для защиты от преждевременной кончины

Эту молитву нужно читать перед выходом из дома. Очень хорошо записать или напечатать ее на листе бумаги и носить с собой. Молитва ангелу-хранителю для защиты от преждевременной кончины Ангел-хранитель, вестник Христов, проводник воли Его на земли, в воде, в воздухе тоже, взываю к тебе, молю о помощи твоей. Не допусти погибели моей раньше того, как Творец задумал. Не допусти, чтобы душа моя похищена нечистым была. Пусть да будет на все воля Божия, смиренно предам в руки Его душу свою, когда призовет. Оберегай меня от преждевременной смерти, ибо не тела то погибель, но души. Охраняй, святый, душу мою, береги мою жизнь земную. Как Творец примет душу мою в смертный час, так ты, ангел, прими ее на попечение ныне, пока Творец не призовет. Аминь.

Читается в болезни и в случаях угрозы жизни.

по материалам из книги: Агеева Ольга — «Коды небесной защиты».

12 знаков, что твой ангел хранитель рядом

Ангелы всегда рядом, и любой знак от этих могущественных духовных существ, каким бы незначительным он не был, это красивое и символическое напоминание об их любви и поддержке.

Ниже мы поговорим о некоторых общих признаках присутствия рядом ангелов. Эти знаки могут быть ответом на волнующий вас вопрос, а может быть ангелы просто хотят напомнить вам, что они рядом и всегда готовы помочь.

Когда вы заметите знак от них, глубоко дышите, прочувствуйте это и поблагодарите своих ангелов за их любовь и заботу.

Вы регулярно на своём пути находите перья. Это является одним из самых известных признаков ангелов. Перья любого цвета – это прекрасное напоминание о том, что ваши защитники рядом, любят вас и поддерживают.

Особенно сильный знак, если вы находите перья в совсем необычных местах. Когда вы натыкаетесь на белые перья, это почти всегда означает присутствие вашего ангела рядом, даже если вы находитесь там, где есть белые птицы.

Один из самых очевидных символов – это видеть ангелов в облаках, а также видеть облака, похожие на ангелов. Ваши хранители также говорят с вами, когда вы видите облака в форме сердца и некоторые другие фигуры и символы.

Ваш ангел хранитель рядом

Вы когда-нибудь чувствовали приятный сладкий запах и не могли идентифицировать его источник? Это вполне может быть знаком от ваших ангелов.

Ангелам нравится, чтобы об их присутствии знали благодаря силе аромата. Вы можете почувствовать богатый шоколадный запах или нежный сладкий аромат цветов.

Вообще ароматами зачастую пользуются наши предки, а также любимые и близкие люди, которые ушли. Если вы вдруг почувствовали запах духов вашей бабушки, велика вероятность того, что её душа сейчас возле вас.

4. Дети и домашние животные

У детей и животных нет тех фильтров, которые во взрослом возрасте блокируют нашу возможность видеть ангелов. Вы когда-нибудь замечали, как ребёнок смотрит вверх, улыбаясь потолку, или взволнованно глядит куда-то мимо вас, или же глазеет на пустую стену? Или возможно взгляд вашего питомца застыл на чём-то, что вам не дано увидеть…

Скорее всего они видят ангелов. В присутствии ангелов младенцам, маленьким детям и животным очень легко, спокойно, но в то же время они чувствуют себя несколько взволнованно.

У многих людей первый контакт со своими ангелами случается, когда они слышат «ангельское пение», происходящее из вне территории физического мира. Ангелы также могут с вами общаться через повторяющиеся песни, которые вы слышите по радио.

Или же вы можете слышать несколько песен подряд с очень похожей темой. Ангелы очень часто посылают сообщения через музыку, будь то песня, которую вы внезапно начинаете напевать у себя в голове, или же прослушивание спокойной музыки во время медитации, или просто песня на радио.

Поэтому обратите внимание на музыку, которую вы слышите. Зачастую это ангельские послания.

Присутствие ангела хранителя

Если вы нашли монеты или любые бумажные деньги, то это знак того, что ваш ангел вас поддерживает. Возможно кто-то дал вам монету, или же вы нашли её на своём пути, обратите внимание на дату, указанную на деньгах. Она вам о чём-то говорит?

Просили ли вы у своих ангелов о финансовой помощи? О чём вы думали перед тем, как заметить монету? Монета также может быть знаком от вашего близкого человека.

Читайте так же:  Со пуркх молитва

Если вы нашли монету на своём пути, это символ того, что вас любят, оказывают поддержку и защищают.

Ангелы – это существа любви и света. Если вы вдруг видите необъяснимые мерцания или вспышки света, сферы перед глазами, то это ангелы подают вам знаки.

Яркая звезда, которая неожиданно привлекла ваше внимание, волна света, идущая сверху вниз, непонятно откуда идущий световой поток, блеск какого-то предмета в несвойственной ему манере – всё это признаки ангелов рядом.

Попробуйте закрыть глаза, и если вы всё ещё продолжаете видеть свет, то наверняка ангел сейчас рядом. Глубоко вдохните, расслабьтесь, и если вы готовы, ваш ангел покажет вам ещё больше света и окутает вас ангельским сиянием, принося таким образом в вашу жизнь исцеление и омоложение.

Радуги – это общий символ Божественной любви. Когда вы просите помощи у ангелов, и вскоре после этого видите радугу, знайте, что ваши молитвы услышаны и на вопросы получены ответы.

Или же если вы просто думаете о своих ангелах и просите у них подать знак, то радуга, увиденная после этого также будет символом того, что они рядом и слышат вас.

Радуга, которая появилась не после дождя, двойная радуга, или опоясывающая луну цветная линия – всё это впечатляющие знаки, которые вам ангелы посылают с небес.

9. Изменение температуры

Когда ваши ангелы рядом с вами, вы можете внезапно почувствовать резкие изменения температуры. Вам может стать жарко из-за тёплого мерцающего света, неожиданно появившегося рядом.

Или же наоборот, вы можете почувствовать озноб или холод, лёгкое покалывание, давление в голове или на затылке. Эти ощущения, однако, никакого дискомфорта вызывать не должны. Это захватывающие физические проявления присутствия ангельских существ.

Человек и его ангел хранитель

Вы можете просто внезапно почувствовать присутствие своего ангела. Вам может показаться, будто кто-то прошёл мимо вас, когда на самом деле никого нет, или же у вас может сложиться впечатление, будто в пустой комнате кроме вас есть ещё кто-то.

Ангелы могут обратиться к вам очень тонко, завернув в свои крылья любви, прикоснуться к вашему плечу или шее, либо мягко положить руку на спину или плечо. Иногда ангелы дают о себе знать слишком явно. В такие моменты вы внезапно можете испытать чувство безусловной любви.

К примеру, вы в книжном магазине, и вдруг неожиданно вас одолел озноб, а затем с полки упала книга. Это знак, что ангел хранитель с вами!

11. Знаки или реклама

Ангелы часто посылают знаки в виде различных сообщений или информации на рекламных щитах. В момент, когда вы просите совета у ваших ангелов, будьте настороже, потому как вы можете начать замечать определённое слово или фразу на нескольких рекламных щитах подряд, видеть соответствующие знаки в магазинах или в названиях улиц.

Когда вы слышите какое-то послание в своём сознании или шепот, появившийся из ниоткуда, это с вами говорят ангелы. Не думайте, что вам показалось, или что вы выдумали это. Если вы не расслышали послания, то попросите ангела немного громче говорить, чтобы вы смогли понять.

Слышать голоса – это прекрасный знак присутствия ангелов, особенно когда вы нуждаетесь в утешении или ангельском наставлении.

Один из самых распространённых способов, как ангелы пытаются привлечь ваше внимание, это использование чисел. Неважно, стоите ли вы в пробке за машиной с номеров 333 или каждый день смотрите на часы в 11.11, эти цифры имеют для вас особое значение.

Знаки, которые посылают вам ваши ангелы – это бесконечная возможность для роста и получения позитивной информации. Во всех знаках есть смысл и предупреждения.

У ангелов есть много способов дать знать о своём присутствии в вашей жизни, поэтому, возможно, вы чувствуете их иным образом, не описанном в данном списке. Осознавая, что они рядом, вы можете настроиться на нужную волну и действовать по знакам, которые от них получаете.

Часы ангела на июнь 2019 года

Получить помощь небесных покровителей может каждый. Молитвы, вознесенные ангелу хранителю в определенные часы, дадут весомую поддержку в делах и защитят от любого зла.

Призвать своего ангела на помощь может каждый, однако для того, чтобы небесный покровитель не отворачивался в трудную минуту, стоит вести праведный образ жизни. Тем, кто не желает зла окружающим, не пытается обманом присвоить себе благополучие, Высшие Силы всегда придут на помощь. Эксперты сайта dailyhoro.ru рекомендуют в июне обращаться с молитвами к своим ангелам в определенные часы, чтобы ежедневно находиться под сильнейшей защитой Небес.

1 июня: час ангела наступит с 05:52 до 06:32. В этот промежуток времени возносят молитвы о защите от любого зла.

2 июня: с 06:15 до 06:55 у ангела можно попросить защиты от болезней и исцеления от недугов. Православные молитвы помогут быстро выздороветь и вновь обрести силы для покорения новых вершин.

3 июня: с 06:35 до 07:25 у ангела просят покровительства во время путешествия. Тем, кто собирается в дальние странствия, стоит вознести молитвы для путешествующих, чтобы дорога была гладкой.

4 июня: с 06:45 до 07:35 у ангела просят помощи в преодолении препятствий на пути к цели.

5 июня: в среду с 07:05 до 07:55 можно попросить у ангела защиты, чтобы избежать столкновения с людьми, замыслившими недоброе.

6 июня: в этот день с 07:12 до 07:58 будут услышаны просьбы о благополучии. Помолиться ангелу стоит тем, кто испытывает нужду и не может найти выход из затруднительного положения.

7 июня: в пятницу с 08:35 до 09:25 будут услышаны молитвы о сохранении семьи и прекращении конфликтов между близкими людьми.

8 июня: субботний день — отличное время для общения с ангелом хранителем. С 09:15 до 09:55 у него можно попросить присмотреть за близкими, чтобы тем не угрожала опасность.

9 июня: с 11:32 до 12:15 стоит помолиться ангелу, чтобы он помог справиться с обязательствами в срок.

10 июня: с 07:14 до 07:48 будут услышаны молитвы о помощи в работе. Искренние просьбы помогут справиться с делами и избежать досадных промахов.

11 июня: во вторник с 10:15 до 10:55 у ангела можно попросить помощи при сдаче экзаменов и поступлении в учебное заведение.

12 июня: с 10:45 до 11:32 будут услышаны просьбы о налаживании отношений в деловой сфере. Ангел поможет разрешить спорные вопросы и избежать конфликтов с коллегами.

13 июня: молитвы помогут избежать неприятностей в течение дня. Попросить у ангела помощи можно с 08:15 до 08:57.

14 июня: с 09:05 до 09:45 у ангела просят помощи с деньгами. Искренняя молитва поможет избавиться от финансовых трудностей.

15 июня: с 13:15 до 13:48 у ангела просят защиты для детей. Хранитель обязательно присмотрит за детьми и не допустит беды.

16 июня: с 15:25 до 16:15 ангелу стоит помолиться о любви. Тем, кто находится в поиске второй половинки, Высшие Силы обязательно подарят судьбоносную встречу.

17 июня: с 08:19 до 08:57 разговор по душам с ангелом хранителем поможет побороть внутренние страхи и попрощаться с прошлым, которое мешает развиваться и достигать новых высот.

18 июня: с 09:24 до 10:00 у ангела просят помощи в насущных делах. Его поддержка поможет выполнить все, чтобы было запланировано на этот день.

19 июня: с 20:15 до 21:00 у ангела просят избавить от кошмарных сновидений, изматывающих и не дающих отдыха.

20 июня: попросить помощи у ангела можно с 14:15 до 14:55. Молитвенное обращение поможет обрести уверенность в собственных силах и принять верное решение.

21 июня: с 07:13 до 07:58 ангела просят об избавлении от дурного влияния. Тем, кто чувствует на себе сглаз или порчу, стоит попросить ангела очистить от скверны.

22 июня: обрести покой и защитить дом помогут просьбы, направленные ангелу с 15:45 до 16:32.

23 июня: перед Петровым постом ангелу молятся, чтобы очиститься от грехов и получить поддержку. Помолиться можно с 06:45 до 07:35.

24 июня: беременным женщинам в этот день с 09:18 до 09:58 можно попросить у ангела помощи в вынашивании потомства и легких родов.

25 июня: усмирить эмоции и не поддаваться на провокации со стороны недоброжелателей поможет молитва, вознесенная с 08:15 до 09:05.

26 июня: в среду с 08:55 до 09:45 ангела благодарят за помощь и рассказывают ему о своих достижениях.

27 июня: с 16:44 до 17:35 у ангела просят помощи в делах, связанных с домом: в переезде, ремонте, продаже или покупке жилища.

28 июня: ангел обязательно отзовется на просьбы о защите с 08:12 до 08:48.

29 июня: справиться с вредными привычками поможет обращение к ангелу. Попросить у него поддержки можно с 05:55 до 06:45.

30 июня: ангел поможет исполнить заветное желание, если попросить у него помощи с 12:00 до 13:00.

Каждая молитва может быть произнесена своими словами. Главное в общении с ангелом — искренность и отсутствие корыстных помыслов. Тем, кто живет в гармонии с собой и окружающим миром, Высшие Силы всегда придут на помощь и не оставят в затруднительном положении. Желаем вам счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и

Мир ангелов: Архангелы Михаил, Гавриил и Рафаил

Тема ангелов весьма интересна. Достаточно хотя бы ввести слово «ангелы» в любой поисковик сети Интернет – и очень много материалов найдётся на эту тему. Только, к сожалению, зачастую найденные материалы ничего общего не имеют с христианским вероучением. Мир ангелов, можно сказать, это другая цивилизация, которая находится рядом с людьми, это мир чистых духов, о которых мы в действительности немногое знаем. Но Господь приглашает нас узнать этот мир настолько, насколько мы способны его принять и понять.

Источником наших знаний об ангелах является Священное Писание, на основании которого на протяжении тысячелетий учение Церкви, Традиция Церкви, жизнь многих святых и исповедников помогают нам углубляться в этот мир и открывать для себя Божественный Промысел и красоту Его творений.

Даже если кто-то не верит в ангелов, это не означает, что их нет. Они существуют независимо от того, верит в них кто-то или нет. Ангелов мы не видим, потому что они бесплотны. Но если, например, кто-то не слышит, то это не значит, что нет звука, или если кто-то не видит (слепой), это не означает, что не существует цветов. Это Сам Господь задумал такой невидимый мир, Он сотворил каждого ангела, даря ему Свою любовь, мудрость, красоту. И это Сам Господь желает, чтобы мы, люди – тоже Его творения, дружили, сотрудничали и прославляли Господа вместе с ангелами.

Кто-то спросит: «Сколько существует ангелов?» Библия говорит, что тысячи, миллионы, миллиарды – а это значит, очень много. Некоторых мы знаем по имени, их имена названы в Библии. И здесь следует заметить, что Церковь учит: мы можем использовать только те имена, которые приведены в канонических книгах Библии. Были такие времена, когда некоторые начали почитать ангелов, имена которых находятся в апокрифах или в других книгах. Тогда в 745 году на Римском Синоде при Папе Захарии, а также на Синоде в Аквизгране в 789 году было запрещено почитание ангелов с именами кроме трёх: Михаила, Гавриила и Рафаила, упомянутых в канонических книгах Библии. Было подчеркнуто, что, употребляя имена других ангелов, мы можем, даже не сознавая того, обращаться к падшим ангелам. Это относится, в частности, к имени Уриэля, поклонение которому (как наиболее распространенное) подпадает под отлучение (решение Синода в Аквизгране подтверждает в этом вопросе учение более позднего Синода Константинопольского от 869/870 г.)

В Книге Исхода мы читаем, что Бог сказал Израилю: «Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил; блюди себя пред лицом Его и слушай гласа Его (…), ибо имя Мое в Нем» (Сравните с Исх: 23, 20-23). Бог присутствует в каждом ангеле, потому что Он сотворил его, и ангел всегда исполняет Его волю. Можно сказать, что каждый ангел несёт в себе частицу Бога, открывает нам истину о Нём. Об этом свидетельствуют имена Архангелов, которые на еврейском языке звучат: Mikael, Geberel и Rafael.

Каждое из этих имен содержит слово el, что означает «Бог»! Израильтяне использовали его в качестве замены имени Господа, которого они не произносили из уважения и страха перед Всевышним. Итак, мы видим, что имена ангелов подчёркивают приоритет Господа, Который всегда в центре. Это в «Нью эйдж» ангелы являются как бы автономными богами и никому не служат, в христианстве ангелы приводят к Иисусу, а их имена – это восхваление Бога.

В прошлом году Папа Франциск в праздник Архангелов 29 сентября в своей проповеди отметил, что и люди, и ангелы активно участвуют в Божьем замысле Спасения, и это общее призвание делает нас братьями. Если они – наши братья, то тем более мы призваны больше знать о них и дружить с ними.

Так давайте же с ними знакомиться.

Приставка ‘архи’ к слову «ангел» указывает на более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами того, кто так называется. Можно сказать, что архангелы были посылаемы Богом для исполнения очень важных заданий в Истории Спасения.

Читайте так же:  Церковная молитва киприана

Михаил

Слово «Михаил» в переводе с еврейского обозначает «Кто как Бог».

Архангел Михаил в Священном Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается главным борцом против диавола и всякого беззакония, сеемого им среди людей. Отсюда Михаила часто именуют греческим словом «архистратиг», т. е. Верховный военачальник, старший воин, вождь.

Так, архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника при завоевании израильтянами Земли Обетованной, в качестве «вождя воинства Господня» (Ис Нав 5, 13-15). Он же явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского Царства. Даниилу была предсказана помощь народу Божию со стороны архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе (Дан 10; 12). В Книге Откровения архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. «И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною» (Откр 12, 7-9). Апостол Иуда кратко упоминает об архангеле Михаиле, как о противнике диавола ( Иуд 9).

В Ветхом Завете архангел Михаил изображен защитником народа Божия. Также Михаил является покровителем и защитником Святой Церкви. Эту роль он исполняет по воле Самого Бога. Михаил постоянно сражается с дьяволом, использующим любую ситуацию для вовлечения людей в грех. Активность в борьбе является наиболее характерной чертой Михаила Архангела. Она отличает его и сегодня, поскольку дьявол всё еще живет и действует на земле. Больше того, в некоторые периоды деятельность дьявола в мире людей становится особенно очевидной. Складывается впечатление, что современный человек не хочет замечать этой проблемы. Он делает всё возможное, чтобы изгнать из общественного сознания память о духах злобы поднебесной и о раскаленных стрелах лукавого, о которых свидетельствует Послание к Ефесянам. Есть и иные исторические эпохи, в которые эта Богооткровенная и догматизированная в христианстве истина, которую, тем не менее, так трудно принять, становится совершенно очевидной и почти физически ощутимой.

Активность дьявола в обществе и душах людей, ставшая совершенно очевидной и почти физически ощутимой, и побуждает Церковь взывать к святому Михаилу о помощи в невзгодах и о защите от происков лукавого: Боже, пошли на помощь народу Твоему великого Архангела Михаила, дабы он защитил нас в нашей битве против сатаны и ангелов его (Литургия Часов, прошение Утрени). Это – вполне реальные и очень страшные атаки, уничтожающие жизнь Христову в человеческих душах. Единственная защита от них – помощь благодати Божией, ангелов и нашей Небесной Матери.

Почитание архангела Михаила было хорошо заметно уже у еврейского народа, а христиане с самого начала и на продолжении веков особенно почитали и почитают этого Архангела о чем свидетельствует освящение храмов в его честь, начиная с IV столетия. В одном только Константинополе существовало 15 таких базилик. В первые века христиане почитали Михаила как небесного врача, к его заступничеству прибегали в смертельных болезнях. В иконографии Архангела часто изображают с мечом побеждающим дракона или держащим весы, на которых взвешивают хорошие и плохие дела пришедших на суд Господень душ. Так как Михаил является защитником и заступником Церкви, его изображают также с кадилом в руках, доставляющим молитвы Церкви к престолу Божию. Об интенсивности почитания архангела Михаила свидетельствуют также не только многочисленные литургические молитвы, но и другие виды молитв: литании, новенны и песнопения. Достойна внимания молитва, написанная Папой Львом XIII. 29 июля 1886 года ее было предложено читать после каждой святой Мессы.

Святой Архангел Михаил, защити нас в борьбе; заслони от зла и козней дьявольских! «Боже, повели ему», — так, просим мы, умоляя. И Ты, Князь воинства небесного, низвергни Сатану и прочих злых духов, которые для совращения нашего бродят по свету. Силою Бога низвергни их в бездну. Аминь.

На протяжении многих веков праздник Архангела Михаила отмечали дважды в год: 8 мая, в память о явлениях на горе Гаргано в Монте-Сант-Анджело в Италии (V век), и 29 сентября по случаю освящения Римской базилики на via Slaria. После того, как Папа Иоанн XXIII нанес изменения в литургический календарь, в нем остался только праздник в сентябре. А после реформы по итога II Ватиканского Собора в 1969 г. в этот день стали поминать и двух других Архангелов.

Как мы уже отмечали, архангел Михаил является покровителем Церкви в целом, а также покровителем многих стран и городов, полиции и счастливой смерти.

Каждому из нас Его имя «Кто как Бог» напоминает о том, что Бог един, и никто не может сравниться с Ним. Поэтому следует отдать Господу всю свою жизнь, стать Его бесстрашным воином. Имя «Михаил» побуждает нас воздавать хвалу Господу только за то, что Он есть, что Он существует! И за то, что, благодаря Ему, я есть, я существую. Вместе с архангелом Михаилом мы каждое воскресенье имеем возможность петь гимн, который ангелы воспевали в Вифлееме: «Слава в вышних Богу!» С девизом «Кто как Бог!» мы можем противостоять соблазнам, принимать сложные решения, преодолевая при этом страх, проповедовать Евангелие Иисуса Христа даже во время гонений, свидетельствовать о нашей вере, не смущаясь чужими мнениями. Как это полезно, призывать на помощь святого Михаила, когда мы сами ведём духовную борьбу или это делает кто-то из наших близких, друзей, когда мы сражаемся с какой-то зависимостью или просто планируем сделать доброе дело.

Имя Гавриил означает «Моя Сила – Бог» или «Сила Божья»

Бог повелел архангелу Гавриилу возвестить Пресвятой Деве Марии тайну Воплощения Сына Божия. Ранее Он посылал его к пророку Даниилу, чтобы сообщить тому о времени рождения Христа; и к священнику Захарии, чтобы обрадовать того вестью о рождении Иоанна Крестителя. Отсюда следует, что миссия святого Гавриила связана с провозглашением мессианской тайны и наступлением полноты времён. «Из всех ангельских существ один лишь Гавриил удостоился раскрыть Марии касающийся Ее Божественный замысел и услышать в ответ Ее fiat», — замечает святой Бернард Клервосский. Ангельское приветствие, обращённое к Марии, так просто и лаконично, а, вместе с тем, и значительно: «Радуйся, Мария, благодати полная…». Оно стало неотъемлемой составной частью одной из самых распространённых христианских молитв. Также считается, что именно Гавриил неоднократно являлся во сне святому Иосифу Обручнику, наставляя его, как ему следует заботиться о Матери и Младенце. Поэтому в лице Гавриила видят ангела-хранителя Святого Семейства и отождествляют его с ангелом, сопровождавшим Иисуса в Гефсимании, а потом возвестившим Его Воскресение и Вознесение. Издавна Гавриила почитали как «Ангела Воплощения Слова Божьего», и эта истина веры находила свое выражение в молитвах о помощи в принятии и понимании тайны Боговоплощения.

Литургическое почитание архангела Гавриила отмечается с первых веков христианства. В IX веке его имя появляется в «Святцах» под датой 24 марта, очевидно, в связи с праздником Благовещения. На протяжении веков дни, посвящённые Гавриилу, различались: 18, 24, 26 марта, 7, 11, 20 июня, 8 ноября и 18 декабря. В 1921 г. Папа Бенедикт XV установил праздник Архангела Гавриила на 24 марта и распространил его на всю Церковь. Позже святого Гавриила стали поминать 29 сентября, вместе с двумя другими архангелами, Михаилом и Рафаилом. Папа Пий XII провозгласил в 1951 году архангела Гавриила покровителем радио, телевидения и телефонной связи.

Гавриил – ангел рождества, начала, покровитель семей и тех, кто работает со словом: журналистов, писателей, почтальонов. Его имя ассоциируется с фразой, сказанной им Марии: «Нет ничего невозможного для Бога!» Наш Бог – Бог чудес! Нет такой проблемы, такой ситуации, из которой нет выхода. Христианин имеет право на постоянную радость, потому что он находится в руках Бога, правящего миром. Иисус уже победил смерть. Нам не нужно беспокоиться о результатах разворачивающейся на наших глазах борьбы. Благодаря Крещению мы уже принадлежим Христу, а это означает, что победа обязательно будет на нашей стороне. К Гавриилу следует обращаться всякий раз, когда нам недостает надежды, когда мы начинаем новый этап в жизни, когда испытываем страх перед завтрашним днем. Его имя напоминает нам, в чём именно заключается вся наша сила – только в Боге! Этот архангел также поддерживает молитвы супругов, взывающих о потомстве, защищает семью, укрепляет на пути супружеской верности.

Имя Рафаил означает «Бог исцеляет»

Об архангеле Рафаиле в Библии упоминается в одной лишь Книге Товита. Там он представлен в качестве одного из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго (Тов 12,15). Этот Архангел изображен в человеческом облике – он становится спутником молодого Товии, его проводником и попечителем, помогающим тому войти во взрослую жизнь. Он также оказал помощь больным – престарелому отцу Товии и его молодой невесте Сарре – посредничая не только в исцелении тела, но и души. С древнейших времён Церковь почитает Рафаила покровителем путешествующих, а также небесным ходатаем за тех, кто совершает своё духовное странствование по жизни. Его литургическое поминовение восходит, по меньшей мере, к Средним векам. Папа Бенедикт XV сделал его обязательным для всей Церкви и до реформы календаря праздник в его честь приходился на 24 октября. Ныне это поминовение совершается 29 сентября, в один день с поминовением архангелов Михаила и Гавриила. Святой Рафаил являет благость Провидения Божия, а потому некоторые Учителя Церкви видели в нём идеальный образ Ангела Хранителя.

На основе событий, о которых рассказано в Книге Товита, архангела Рафаила почитают как покровителя путешествующих, врачей, аптекарей, больных, паломников, эмигрантов, странников и матросов. Он также покровитель тех, кто распознаёт своё призвание, ищет мужа или жену. Своим поведением он свидетельствует, что Бог благ и не хочет смерти человека, что Бог не сотворил болезней и страданий, что Его желание – одарить человека облегчением в скорбях и полнотой жизни. Именно к Богу следует обращаться в тяжких обстояниях или болезнях, а не к экстрасенсам, биотерапевтам, колдунам и т.п. Бог – лучший Врач, и он хочет нас исцелить. К Рафаилу можно обратиться за помощью в период грусти, депрессии и кризиса. Можно просить его о заступничестве, когда хворают наши близкие. Необходимо верить, что Бог знает, что конкретно нам нужно, и желает всё это нам дать. Рафаил также может помочь в случаях, когда нам не хватает смирения и благодарности. Его миссия по отношению к Товии завершилась прославлением Бога. Лично для себя Архангел не пожелал никакого воздаяния. «Ангел сказал им: благословляйте Бога, прославляйте Его, признавайте величие Его и исповедуйте пред всеми живущими, что Он сделал для вас. (…)Ибо я пришел не по своему произволению, а по воле Бога нашего; потому и благословляйте Его вовек» (Тов 12, 5-20).

Заключение

Архангелы, отметил Папа Франциск в своей проповеди, — это великие созерцатели славы Господней, их служение связано с сопровождением людей на пути к Небесам. При этом у каждого из них своя особая миссия: Михаил – великий воин в борьбе со злым духом, ревностный защитник верующих; Гавриил – глашатай спасительной Благой Вести; Рафаил – тот, кто «ходит вместе с нами», и помогает людям в их земном странствии. Таковы наши попутчики в служении Богу, подчеркнул Святейший Отец, призывая верных присоединиться к его молитве:

«О архангел Михаил, помоги нам в сражении! Каждый знает, с чем он борется сегодня в своей жизни; каждый из нас знает о своей главной баталии, от исхода которой зависит Спасение. Помоги нам, о архангел Гавриил! Принеси нам спасительную Благую Весть о том, что Иисус пребывает с нами, что Господь принёс нам Спасение; даруй нам надежду. О архангел Рафаил, возьми нас за руку и помоги в пути, дабы мы не ошиблись дорогой и не стояли на месте. Мы должны всегда идти вперёд с твоей помощью».

Бог сотворил ангелов и желает, чтобы мы прибегали к их помощи. Никто из нас не может утверждать, что он в состоянии справиться с собой, что ему всегда хватает мужества и настойчивости, что он не поддается искушениям. Разве нам не бывает нужен врач или гид? Если бы это было так, нам бы не избежать попадания в общество фарисеев. У нас всех случаются моменты слабости и кризисов, когда жизнь ставит нас в тупик и мы ощущаем себя такими беспомощными! Но это – как раз те моменты, когда может явиться всемогущество Божие! Нет необходимости дожидаться литургического празднования Архангелов Михаила, Гавриила и Рафаэля, чтобы начать жить их духовностью. Нам следует ежедневно усваивать их послание, просыпаясь и отходя ко сну со словами: «Кто подобен Богу!», «Примите вызов, открывайте новые двери, повторяя в духе “Бог – моя сила!”», обратитесь за помощью и поддержкой к Богу, Который исцеляет.

Автор: с. Иоанна Андрущишина, CSA

admin

Наверх