Иоан креститель молитва

Память: 7 / 20 января (Собор Иоанна Предтечи), 24 февраля / 9 марта (Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи), 25 мая / 7 июня (Третье обретение главы Иоанна Предтечи), 24 июня / 7 июля, 29 августа / 11 сентября (Усекновение главы Иона Предтечи), 23 сентября / 6 октября (Зачатие порока Иоанна Предтечи) , 12 / 25 октября (Перенесение десной руки)

Величайший и последний из пророков Израиля. Как проповеднику покаяния ему молятся о вразумлении грешников, даровании видения и понимания своих грехов и их причин, о приобщении к Церкви некрещеных людей, маловеров и сектантов, и даровании покаянного чувства, о помощи заключенным. К нему прибегают за духовной помощью во время длительных постов. Пророка Иоанна Предтечу просят о изобилии плодов земных, он издревле особо почитался крестьянами и пчеловодами.

Пророк Иоанн Предтеча. Икона деисусного чина, XIV век. Визаинтия. Сербский монастырь Хиландар

Собор пророка Иоанна Предтечи

Тропарь пророка Иоанна Предтечи, глас 2

Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. Темже, за истину пострадав, радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающаго нам велию милость.

Кондак пророка Иоанна Предтечи, глас 6

Плотскаго Твоего пришествия убоявся, Иордан страхом возвращашеся;пророческое же служение исполняя, Иоанн трепетом спряташеся; Ангельския чини ужасахуся, зряще Тя, во струях плотию крещаема; и вси, сущии во тьме, озаряхуся, воспевающе Тя, явльшагося и просветившаго вся.

Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи

Тропарь пророку Иоанну Предтече, глас 4

От земли возсиявши, Предтечева глава лучи испущает нетления верным исцелений, свыше собирает множество Ангел, доле же созывает человеческий род единогласную возсылати славу Христу Богу.

Пророче Божий и Предтече благодати, главу твою, яко шипок священнейший, от земли обретше, исцеления всегда приемлем, ибо паки, якоже прежде, в мире проповедуеши покаяние.

Третье обретение главы Иоанна Предтечи

Яко Божественное сокровище, сокровенное в земли, Христос откры главу твою нам, пророче и Предтече. Вси убо, сошедшеся в сея обретение, песньми богоглаголивыми Спаса воспоим, спасающа нас от тления молитвами твоими.

Кондак пророку Иоанну Предтече, глас 6

Светоявленный и Божественный в мире столп, солнца светильник, Предтеча, главу светоносную и Божественную свою показавый в концех, освящает той верно покланяющихся и взывающих: Христов премудрый Крестителю, спаси всех нас.

Рождество святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Тропарь пророку Иоанну Предтече, глас 4-й

Пророче и Предтече пришествия Христова, достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя: неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися славным и честным твоим рождеством, и воплощение Сына Божия мирови проповедуется.

Кондак пророку Иоанну Предтече, глас 3-й

Прежде неплоды днесь Христова Предтечу раждает, и той есть исполнение всякаго пророчества: Егоже бо пророцы проповедаша, на Сего во Иордане руку положив, явися Божия Слова пророк, проповедник, вкупе и Предтеча.

Величаем тя, Предтече Спасов Иоанне, и чтим еже от неплодове преславное рождество твое.

Усекновение главы Иоанна Предтечи

Тропарь пророку Иоанну Предтече, глас 2

Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. Темже за истину пострадав, радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающаго нам велию милость.

Кондак пророку Иоанну Предтече, глас 5

Предтечево славное усекновение смотрение бысть некое Божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие. Да рыдает убо Иродия, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный

Величание пророку Иоанну Предтече

Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси/ честныя твоея главы усекновение.

Зачатие порока Иоанна Предтечи

Первее нераждающая неплоды, возвеселися, се бо зачала еси Солнца светильника яве, просвещати имуща всю вселенную, слепотою недугующую. Ликуй, Захарие, вопия со дерзновением:// пророк Вышняго есть хотяй родитися.

Кондак пророку Иоанну Предтече, глас 1

Веселится светло Захария великий со всеславною Елисаветию сопружницею, достойно зачинающе Иоанна Предтечу, егоже Архангел благовести, радуяся, и человецы достодолжно почтим, яко таинника благодати.

Перенесение десной руки пророка Иоанна Предтечи

От запада возсиявши Предтечева рука, лучи испущает нетления верным исцелений, свыше собирает множество Ангел,/ доле же созывает человеческий род, единогласно возсылати славу Христу Богу.

Умнаго Солнца светильник Божественный Предтеча, показавый в концех светоносную свою десницу, ныне на севере озаряет ею блаженное Отечество наше, просвещая и освящая верно покланяющихся, и Христу вопиющих: спаси нас молитвами пророка Твоего, Царю Вышний.

Молитва первая пророку Иоанну Предтече

Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов! Тя молю, и тебе прибегая не отрини мене от твоего заступления, не остави мя падшего многими грехи; обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением; очисти мя, грехи оскверненнаго, и понуди внити, иможе ничтоже скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь.

Молитва вторая Предтече и Крестителю Господню Иоанну

Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но, совокуплялся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего. Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя, токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех: ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи, обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси, крещением омывали грех, покаяние же проповедуяй во очищение когождо дел скверных; очисти убо мя, грехми оскверненнаго, и понуди внити, аможе ничто же скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Молитва Иоанну Крестителю

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 30 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Молитва Иоанну Крестителю Предтече – одна из величайших в православии. В ней – любовь к Господу и праведная вера, которые дают силу и надежду каждому христианину. Она преисполнена покаяния и смирения, что ведут человека к покаянию и Божьему всепрощению.

Молитва пророку Предтече и Крестителю Господню Иоанну

Молитва святому имеет поистине огромную силу, и каждый, кто к ней обращается, находит долгожданную помощь и обретает покой. Её история велика и трагична одновременно. Иоанн Креститель был одним из ближайших предшественников Христа, который и предсказал пришествие Мессии. Долгое время мученик жил в пустыне, полностью посвятив себя Богу, вёл аскетичный образ жизни и находил истинное счастье в молитвах Господу.

Иоанн стал одним из основных символов христианства. Будучи достаточно известным своими проповедями, он совершал священные окунания в воду (омовения), которые призваны очистить тело и душу человека от грехов и даровать человеку покаяние. Этот церковный обряд практически без изменений дошёл до наших дней под названием “таинство крещения” и стал одним из почитаемых и исполняемых.

Ведь каждый православный человек проходит его, дабы приблизиться к Богу и получить от него незримую защиту на протяжении всей жизни.

Жизнь самого Крестителя имела трагический конец – он был обезглавлен по приказу иудейской царицы и её дочери. Усечённая глава Иоанна стала честным символом православия и также имела свою сложную и интересную историю:

  • первой её нашла благочестивая Иоанна и, положив в сосуд, закопала на Елеонской горе;
  • далее она попала в руки одного из подвижников, который нашёл её, когда копал ров для укладки основания храма. Реликвию он хранил до самой смерти, но потом, опасаясь уничтожения святыни неверующими, спрятал её в прежнем месте;
  • во времена царствования Константина одному из иноков, которые пришли в Иерусалим поклониться Гробу Господню, явился сам Креститель и указал на местонахождения его главы.

Именно этот период стал ключевым в истории православия, ибо ознаменовал собой начало празднования христианами всего мира Первого обретения главы Иоанна Предтечи.

Дорогие братья и сестры! Предлагаем вам посетить уникальный ресурс https://www.slovo-pomoshi.ru/. С его помощью вы можете передать ваши чаяния в Петербургские храмы, часовни, монастыри, также обратиться к праведникам на месте их захоронения. Мы сами напишем записку, отнесем её в храм и отправим вам на почту фотоотчёт. Обращение к Богу с помощью треб помогло многим людям пережить горе, вернуть здоровье и радость мирской жизни.

Молитва Иоанну Крестителю от головной боли

Очень часто к пророку обращаются люди, дабы унять физическую боль, что исходит от головы, ибо его потерпела мучения и стала святыней, которая способна исцелить тело и успокоить душу. Даже изображение Иоанна, которое подаётся на святых ликах в виде главы страдающего, символизирует обращение с просьбой унять головную боль.

Также к нему приходят, дабы обрести собственное покаяние, понять свои мысли и разобраться в них, ведь покой душевный и физическое исцеление даруют гармонию, а она открывает мир по-новому, меняя человека в лучшую сторону. Предки же почитали его за неоценимую помощь в сохранении рода людского и хозяйственных делах (посевы, плодородие, пасека).

Иоанн Креститель – пророк, который был прославлен Церковью и людьми в веках. Его праведность в честности, а она, как известно, – верный путь к праведной вере и вечной благодати.

Молитвы Предтече и Крестителю Господню Иоанну:

Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но совокупляяся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многая беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего: аз бо есмь вертеп злых дел, отнюд не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем: что сотворю, не вем.

И к кому прибегну, да спасена будет душа моя? токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем по Богородице вем больша быти рожденных всех, ибо ты сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия.

Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний Пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю: не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя падшагося многими грехи; обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси: крещением омываяй прародительный грех, покаянием же очищаяй коегождо дело скверно; очисти мя грехами оскверненнаго и понуди внити, аможе ничтоже скверно входит, во Царствие Небесное. Аминь.

Святый Предтече и Крестителю Христов Иоанне! Проповедник сый покаяния, кающихся не презри нас, но молися ко Владыце Христу за нас, недостойных рабов, унылых, немощных, во многия грехи впадших. Смерти убо чаем, о гресех же наших николиже поболехом и о Царствии Небеснем не попекохомся: но не презри нас, Крестителю Христов, честный Предтече, болий рожденных всех, постником и пустынником наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов.

Тя молим, к тебе прибегаем: не отрини нас, просящих твоего заступления, обнови души наша покаянием, еже есть второе крещение: твоим ходатайством пред Господем испроси нам очищение грехов. Уста недостойная вопиют к тебе, и душа смиренная молится, сердце сокрушенное из глубины воздыхает: простри пречистую твою десницу и защити нас от враг видимых и невидимых.

Ей, Господи Иисусе Христе! Молитвами святаго Иоанна Крестителя Твоего, изряднее же Пречистыя Твоея Матери, Владычицы нашея Богородицы, спаси нас, грешных рабов Твоих, кающихся о гресех. Ты бо еси Бог кающихся, и на Тя, Спасителя, возлагаем надежду, славяще Пресвятое Имя Твое, со Безначальным Твоим Отцем, и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Читайте так же:  Иоасаф белгородский молитва

Господь всегда с Вами!

Смотрите еще видео молитву святому пророку Иоанну Крестителю:

Молитва пророку Иоанну Предтече

Описание прихода в мир величайшего из Пророков содержится в Священном Писании, в Евангелии от Луки. Его родителями были священник Захария и Елисавета (наряду с родителями Богоматери они называются святыми праотцами и память их чтится церковью особо).

Молитва Иоанну Крестителю считается одной из сильнейших в христианском мире. А о деяниях пророка рассказывают легенды.

Отец его получил во время молитвы предсказание о рождении сына от архангела Гавриила, но не поверил ему, ибо не имел детей и считал себя бесплодным, а кроме того, находился уже в преклонных летах. За сомнения Захария был наказан немотой, которая отпустила его лишь после наречения родившегося младенца Иоанном (ивр. «благодать»), вопреки стремлению родственников наречь долгожданного ребенка Захарией. После того, как он начертал на своей табличке «Имя ему — Иоанн», он вновь смог говорить.

Когда по рождении Господа Иисуса царь Ирод устроил избиение младенцев в Вифлееме, не забыл он отправить воинов и к Захарии.

Однако тот сказал, что смерти не боится, и места нахождения ребенка не откроет. Его убили между алтарем и жертвенником — кровь Захарии окаменела на мраморе как вечное свидетельство злодеяний Ирода.

А праведная Елисавета, матерь Иоанна Предтечи, произнесла молитву Богу, и Тот укрыл их во чреве горы — тут же в расселине забил источник и выросло финиковое дерево со множеством плодов. Сорок дней прошло с момента гибели Захарии — и Елисавету призвал Господь, Иоанн Предтеча же был оберегаем и питаем ангелом.

Святой Иоанн явился в пустыне, внешне и внутренне похожий на древнего пророка Илию, имел силу и дух его — ибо иудеи ждали пришествия на землю именно Илии, взятого на небо живым.

Они питался диким медом и акридами (крупными муравьями), носил мантию из верблюжьей шерсти, и являл собой образец аскетизма и праведности. Появление пророка такого масштаба привлекло огромное внимание общественности — все ждали Мессию.

Самые отчаянные грешники, высокомерные мытари и свирепые воины смиренно слушали поучения и наставления Иоанна, внимали святому слову и возносили молитву Богу.

От Предтечи же они получали избавление от грехов и крещение в водах реки Иордан — Креститель получил свое имя задолго до Крещения Христа. Молитва Иоанну Предтече берет начало с этих времён.

Важнейшее событие, о котором пророчествовал Иоанн — пришествие Христа. Когда Сын Божий смиренно пришел к крестителю — тот смутился и сказал, что недостоин даже расстегнуть ремень сандалии на ноге Господа, и что Иоанн должен креститься от Иисуса, а не наоборот, на что Иисус ответил «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду».

Крестив Иисуса, Иоанн продолжал проповедь смирения и покаяния — Ирод Антипа заточил его в темницу за обличение сожительства царя с сестрой брата Иродиадой. Сам царь в глубине души почитал пророка, но безумная сожительница нашла способ погубить Крестителя и Предтечу Самого Господа.

Наивный государь пообещал в награду за танец Саломеи (дочери Иродиады) исполнить любое желание — и кровавая распутница не прогадала — она обеспечила себе временное избавление от голоса совести, попросив принести ей голову Крестителя на блюде. Ирод опечалился, но царское слово не может быть не исполнено.

Глава Предтечи и Крестителя Иоанна — величайшая святыня мировых религий, хранение настоящей главы пророка приписывают себе мусульмане (мечети в Турции и Сирии), и христиане — Рим и Амьен. Истинное положение дел неизвестно, христианская традиция говорит о Честной Главе в контексте трех ее обретений — Глава исчезала и появлялась сама по себе, избегая поругания.

Как молиться святому Иоанну?

Главное — молиться искренне и горячо. Иоанн Креститель — «первый из рожденных женами» — его почитают первого после ангелов Господних в церковной традиции. Наделение святого магическими функциями — оскорбительно и недопустимо.

Традиция обращаться к святому Иоанну Крестителю с молитвой от головной боли — довольно наивна, как и традиция не есть в день Усекновения Честной Главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна ничего круглого. Корни данного суеверия исходят из наивно-символических представлений.

Относитесь уважительно к памяти святого пророка, молитву ему возносите не только во дни памяти, а во всякий день, и не забывайте благодарить святого молитвой после того, как святой Иоанн вам помог.

Молитвы Пророку пустыни

Самая распространенная молитва Иоанну Крестителю — акафист, особое молитвенное пение, читаемое как дома так и в храме. Акафист нужно читать по особым правилам, которые можно изучить заблаговременно, но они просты, и можно не переживать — разберетесь по ходу.

Кроме акафиста существует отдельный Канон Святому Иоанну Крестителю — в память об особом положении этого великого пророка в иерархии почитаемых Святой Матерью Церковью.

На сомнительного содержания сайтах канон позиционируется, как специальная молитва для избавления от головной боли, но корни такого отношения были описаны выше — это неверное отношение, применять молитву с ним не стоит.

Иоанну Крестителю молятся всегда и везде — для него написано множество молитвенных пений, но это не означает, что ему присвоена «специализация» — просто этот святой является особо важной и почитаемой фигурой в христианском мире.

Оцените статью!

Молитвы пророку и крестителю Иоанну: комментарии

Здравствуйте уважаемые! Хочу рассказать вам историю из своей нелегкой жизни! Еще в возрасте 16 лет проявился у меня недуг сильный, который доктора даже лечить не взялись! Посоветовали мне молиться, скептически я относилась раньше к этому действу, но теперь я понимаю как я ошибалась! На данный момент мне 27 лет и от болезни и следа нет! Спасибо Иоанну Предтече! Молитесь люди добрые и будет вам здравие!

Спасибо большое за видео запись. За чистоту голосов, за выразительное чтение. Храни Вас ГОСПОДЬ!

Православный Церковный календарь

Дни особого поминовения усопших 2019

Дни поминовения новопреставленных

Пророк Предтеча и Креститель Господень Иоа ? нн

25 октября – Перенесение честной десницы с Мальты в Гатчину

8 марта (переходящая) – Первое и второе обре?тения главы

7 июня – Третье обре?тение главы

Про­рок Иоанн Кре­сти­тель – по­сле Де­вы Ма­рии са­мый чти­мый свя­той. В честь его уста­нов­ле­ны сле­ду­ю­щие празд­ни­ки: 6 ок­тяб­ря – за­ча­тие, 7 июля – рож­де­ство, 11 сен­тяб­ря – усек­но­ве­ние гла­вы, 20 ян­ва­ря – Со­бор Иоан­на Кре­сти­те­ля в свя­зи с празд­ни­ком Кре­ще­ния, 9 мар­та – пер­вое и вто­рое об­ре­те­ние его гла­вы, 7 июня – тре­тье об­ре­те­ние его гла­вы, 25 ок­тяб­ря – празд­ник пе­ре­не­се­ния его пра­вой ру­ки с Маль­ты в Гат­чи­ну (по но­во­му сти­лю).

Про­рок Иоанн Кре­сти­тель был сы­ном свя­щен­ни­ка За­ха­рии (из ро­да Ааро­на) и пра­вед­ной Ели­за­ве­ты (из ро­да ца­ря Да­ви­да). Жи­ли его ро­ди­те­ли око­ло Хев­ро­на (в На­гор­ной стране), на юг от Иеру­са­ли­ма. Он при­хо­дил­ся по ма­те­рин­ской ли­нии род­ствен­ни­ком Гос­по­да Иису­са Хри­ста и ро­дил­ся на шесть ме­ся­цев рань­ше Гос­по­да. Как по­вест­ву­ет еван­ге­лист Лу­ка, Ар­хан­гел Гав­ри­ил, явив­шись его от­цу За­ха­рии в хра­ме, воз­ве­стил о рож­де­нии у него сы­на. И вот у бла­го­че­сти­вых су­пру­гов, до пре­клон­ной ста­ро­сти ли­шен­ных уте­ше­ния иметь де­тей, на­ко­нец рож­да­ет­ся сын, ко­то­ро­го они ис­про­си­ли в мо­лит­вах.

По ми­ло­сти Бо­жи­ей он из­бе­жал смер­ти сре­ди ты­сяч уби­тых мла­ден­цев в Виф­ле­е­ме и его окрест­но­стях. Свя­той Иоанн вы­рос в ди­кой пу­стыне, го­то­вя се­бя к ве­ли­ко­му слу­же­нию стро­гой жиз­нью – по­стом и мо­лит­вой. Он но­сил гру­бую одеж­ду, при­хва­чен­ную ко­жа­ным по­я­сом, и пи­тал­ся ди­ким ме­дом и ак­ри­да­ми (род са­ран­чи). Он остал­ся пу­стын­но­жи­те­лем до тех пор, по­ка Гос­подь не при­звал его в трид­ца­ти­лет­нем воз­расте к про­по­ве­ди ев­рей­ско­му на­ро­ду.

По­ви­ну­ясь это­му при­зва­нию, про­рок Иоанн явил­ся на бе­ре­гах Иор­да­на, чтобы при­го­то­вить на­род к при­ня­тию ожи­да­е­мо­го Мес­сии (Хри­ста). К ре­ке пе­ред празд­ни­ком очи­ще­ния в боль­шом ко­ли­че­стве схо­дил­ся на­род для ре­ли­ги­оз­ных омо­ве­ний. Здесь и об­ра­тил­ся к ним Иоанн, про­по­ве­дуя по­ка­я­ние и кре­ще­ние во остав­ле­ние гре­хов. Сущ­ность его про­по­ве­ди за­клю­ча­лась в том, что преж­де, чем по­лу­чить внеш­нее омо­ве­ние, лю­ди долж­ны нрав­ствен­но очи­стить­ся, и та­ким об­ра­зом при­го­то­вить се­бя к при­ня­тию Еван­ге­лия. Ко­неч­но, кре­ще­ние Иоан­на не бы­ло еще бла­го­дат­ным та­ин­ством хри­сти­ан­ско­го Кре­ще­ния. Смысл его за­клю­чал­ся в ду­хов­ном при­го­тов­ле­нии к при­ня­тию бу­ду­ще­го Кре­ще­ния во­дой и Свя­тым Ду­хом.

По вы­ра­же­нию од­ной цер­ков­ной мо­лит­вы, про­рок Иоанн был свет­лой утрен­ней звез­дой, ко­то­рая сво­им блес­ком пре­вос­хо­ди­ла си­я­ние всех дру­гих звезд и пред­ве­ща­ла утро бла­го­дат­но­го дня, осве­ща­е­мо­го ду­хов­ным Солн­цем Хри­стом (Мал.4:2). Ко­гда ожи­да­ние Мес­сии до­стиг­ло выс­шей сте­пе­ни, при­шел к Иоан­ну на Иор­дан кре­стить­ся и Сам Спа­си­тель ми­ра, Гос­подь Иисус Хри­стос. Кре­ще­ние Хри­ста со­про­вож­да­лось чу­дес­ны­ми яв­ле­ни­я­ми – схож­де­ни­ем Свя­то­го Ду­ха в ви­де го­лу­бя и го­ло­сом Бо­га От­ца с неба: «Сей есть Сын Мой воз­люб­лен­ный. »

По­лу­чив от­кро­ве­ние о Иису­се Хри­сте, про­рок Иоанн го­во­рил на­ро­ду о Нем: «Вот Аг­нец Бо­жий, ко­то­рый бе­рет на Се­бя гре­хи ми­ра». Услы­шав это, двое из уче­ни­ков Иоан­на при­со­еди­ни­лись к Иису­су Хри­сту. То бы­ли апо­сто­лы Иоанн (Бо­го­слов) и Ан­дрей (Пер­во­зван­ный, брат Си­мо­на Пет­ра).

Кре­ще­ни­ем Спа­си­те­ля про­рок Иоанн за­вер­шил и как бы за­пе­чат­лел свое про­ро­че­ское слу­же­ние. Он без­бо­яз­нен­но и стро­го об­ли­чал по­ро­ки как про­стых лю­дей, так и силь­ных ми­ра се­го. За это он ско­ро по­стра­дал.

Царь Ирод Ан­ти­па (сы­на ца­ря Иро­да Ве­ли­ко­го) при­ка­зал по­са­дить про­ро­ка Иоан­на в тем­ни­цу за об­ли­че­ние его в остав­ле­нии сво­ей за­кон­ной же­ны (до­че­ри ара­вий­ско­го ца­ря Аре­фы) и за неза­кон­ное со­жи­тель­ство с Иро­ди­а­дой. Иро­ди­а­да до это­го бы­ла за­му­жем за род­ным бра­том Иро­да Филип­пом.

В день сво­е­го рож­де­ния Ирод устро­ил пир, на ко­то­рый съе­ха­лось мно­го знат­ных го­стей. Са­ло­мия, дочь нече­сти­вой Иро­ди­а­ды, сво­ей нескром­ной пляс­кой во вре­мя пи­ра до то­го уго­ди­ла Иро­ду и воз­ле­жа­щим с ним го­стям, что царь с клят­вой обе­щал ей дать все, че­го ни по­про­сит она, да­же до по­ло­ви­ны сво­е­го цар­ства. Тан­цов­щи­ца, на­учен­ная ма­те­рью, про­си­ла дать ей то­гда же на блю­де го­ло­ву Иоан­на Кре­сти­те­ля. Ирод ува­жал Иоан­на как про­ро­ка, по­это­му он опе­ча­лил­ся от та­кой прось­бы. Од­на­ко по­стес­нял­ся на­ру­шить дан­ную им клят­ву и по­слал стра­жа в тем­ни­цу, ко­то­рый от­сек Иоан­ну го­ло­ву и от­дал ее де­ви­це, а та от­нес­ла го­ло­ву сво­ей ма­те­ри. Иро­ди­а­да, над­ру­гав­шись над от­се­чен­ной свя­той гла­вой про­ро­ка, бро­си­ла ее в гряз­ное ме­сто. Уче­ни­ки Иоан­на Кре­сти­те­ля по­греб­ли его те­ло в са­ма­рян­ском го­ро­де Се­ва­стии. За свое зло­де­я­ние Ирод по­лу­чил воз­мез­дие в 38 го­ду по­сле Р. X.; его вой­ска бы­ли раз­би­ты Аре­фой, вы­сту­пив­шим про­тив него за бес­че­стье до­че­ри, ко­то­рую он по­ки­нул ра­ди Иро­ди­а­ды, а в сле­ду­ю­щем го­ду рим­ский им­пе­ра­тор Ка­ли­гу­ла со­слал Иро­да в за­то­че­ние.

Читайте так же:  Молитва для удачи на работе с начальством

Как по­вест­ву­ет пре­да­ние, еван­ге­лист Лу­ка, об­хо­дя с про­по­ве­дью Хри­сто­вой раз­ные го­ро­да и се­ле­ния, из Се­ва­стии взял в Ан­тио­хию ча­сти­цу мо­щей ве­ли­ко­го про­ро­ка – его пра­вую ру­ку. В 959 го­ду, ко­гда му­суль­мане овла­де­ли Ан­тио­хи­ей (при им­пе­ра­то­ре Кон­стан­тине Пор­фи­ро­род­ном), дья­кон пе­ре­нес ру­ку Пред­те­чи из Ан­тио­хии в Xал­ке­дон, от­ку­да она бы­ла пе­ре­ве­зе­на в Кон­стан­ти­но­поль, где и хра­ни­лась до вре­ме­ни за­во­е­ва­ния это­го го­ро­да тур­ка­ми. По­том пра­вая ру­ка Иоан­на Кре­сти­те­ля хра­ни­лась в Пе­тер­бур­ге в церк­ви Неру­ко­твор­но­го Спа­са в Зим­нем Двор­це.

Зачатие славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Свя­той про­рок Ма­ла­хия пред­ска­зы­вал, что рань­ше Мес­сии явит­ся Его Пред­те­ча, ко­то­рый ука­жет на Его при­ше­ствие. По­это­му иудеи, ожи­дав­шие Мес­сию, жда­ли и яв­ле­ния Его Пред­те­чи. В го­ро­де Иуди­ном На­гор­ной стра­ны Па­ле­сти­ны жи­ли пра­вед­ные свя­щен­ник За­ха­рия и же­на его Ели­са­ве­та, бес­по­роч­но со­блю­дав­шие за­по­ве­ди Гос­под­ни. Од­на­ко су­пру­ги бы­ли несчаст­ны: до­жив до пре­клон­ных лет, они бы­ли без­дет­ны и не пе­ре­ста­ва­ли мо­лить­ся Бо­гу, чтобы Он да­ро­вал им ди­тя. Од­на­жды, ко­гда свя­той За­ха­рия был оче­ред­ным свя­щен­ни­ком в хра­ме Иеру­са­лим­ском, он во­шел во вре­мя бо­го­слу­же­ния в Свя­ти­ли­ще для каж­де­ния фимиа­мом. Вой­дя за за­ве­су Свя­ти­ли­ща, он уви­дел Ан­ге­ла Бо­жия, сто­яв­ше­го по пра­вую сто­ро­ну ка­диль­но­го жерт­вен­ни­ка. Свя­той За­ха­рия сму­тил­ся и оста­но­вил­ся в стра­хе, но Ан­гел ска­зал ему: «Не бой­ся, За­ха­рия, твоя мо­лит­ва услы­ша­на, же­на твоя, Ели­са­ве­та, ро­дит те­бе сы­на, и на­ре­чешь ему имя Иоанн». Но пра­вед­ный За­ха­рия не по­ве­рил сло­вам Небес­но­го вест­ни­ка, и то­гда Ан­гел ска­зал ему: «Я – Гав­ри­ил, пред­сто­я­щий пред Бо­гом, и по­слан бла­го­ве­стить те­бе это. И вот, ты бу­дешь немым до дня рож­де­ния, по­то­му что не по­ве­рил сло­вам мо­им». Меж­ду тем на­род ждал За­ха­рию и удив­лял­ся, что он так дол­го не вы­хо­дит из Свя­ти­ли­ща. И ко­гда он вы­шел, то дол­жен был пре­по­дать на­ро­ду бла­го­сло­ве­ние, но не смог про­из­не­сти его, так как был по­ра­жен немо­той. Ко­гда За­ха­рия зна­ка­ми объ­яс­нил, что не мо­жет го­во­рить, то на­род по­нял, что ему бы­ло ви­де­ние. Про­ро­че­ство Ар­хан­ге­ла ис­пол­ни­лось, и пра­вед­ная Ели­са­ве­та раз­ре­ши­лась от уз непло­дия, ро­див ми­ру Пред­те­чу и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоан­на.

Как по­вест­ву­ет Еван­ге­лие (Лк.1:57-80), пра­вед­ные ро­ди­те­ли свя­то­го Иоан­на Кре­сти­те­ля – свя­щен­ник За­ха­рия и Ели­са­ве­та, жив­шие в древ­нем го­ро­де Хев­роне, до­стиг­ли ста­ро­сти, но не име­ли де­тей, так как Ели­са­ве­та бы­ла неплод­на. Од­на­жды свя­той За­ха­рия со­вер­шал бо­го­слу­же­ние в Иеру­са­лим­ском хра­ме и уви­дел Ар­хан­ге­ла Гав­ри­и­ла, сто­я­ще­го по пра­вую сто­ро­ну жерт­вен­ни­ка ка­диль­но­го. Он пред­ска­зал, что у За­ха­рии ро­дит­ся сын, ко­то­рый бу­дет про­воз­вест­ни­ком ожи­да­е­мо­го Вет­хо­за­вет­ной Цер­ко­вью Спа­си­те­ля – Мес­сии. За­ха­рия сму­тил­ся, на него на­пал страх. Он усо­мнил­ся, что в ста­ро­сти воз­мож­но иметь сы­на, и про­сил зна­ме­ния. Оно бы­ло да­но ему, яв­ля­ясь од­новре­мен­но и на­ка­за­ни­ем за неве­рие: За­ха­рия был по­ра­жен немо­той до вре­ме­ни ис­пол­не­ния слов Ар­хан­ге­ла.

Свя­тая Ели­са­ве­та за­ча­ла и, бо­ясь на­сме­шек над позд­ней бе­ре­мен­но­стью, та­и­лась пять ме­ся­цев, по­ка ее не по­се­ти­ла при­хо­див­ша­я­ся ей даль­ней род­ствен­ни­цей Пре­бла­го­сло­вен­ная Де­ва Ма­рия, чтобы раз­де­лить Свою и ее ра­дость. Ели­са­ве­та, ис­пол­нив­шись Свя­то­го Ду­ха, пер­вая при­вет­ство­ва­ла Де­ву Ма­рию как Ма­терь Бо­жию. Вме­сте с ней Пре­свя­тую Де­ву Ма­рию и во­пло­тив­ше­го­ся в Ней Сы­на Бо­жия при­вет­ство­вал «иг­ра­нь­ми, яко пес­нь­ми» и свя­той Иоанн, еще на­хо­див­ший­ся в утро­бе ма­те­ри сво­ей, пра­вед­ной Ели­са­ве­ты.

Рождество святого Иоанна Предтечи

На­ста­ло вре­мя, и свя­тая Ели­са­ве­та ро­ди­ла сы­на, все род­ствен­ни­ки и дру­зья ра­до­ва­лись вме­сте с ней. На вось­мой день по за­ко­ну Мо­и­се­е­ву со­вер­ши­лось его об­ре­за­ние. Мать на­зва­ла его Иоан­ном. Все бы­ли удив­ле­ны, так как ни­кто в их ро­де не но­сил это­го име­ни. Ко­гда спро­си­ли об этом свя­то­го За­ха­рию, он по­про­сил до­щеч­ку и на­пи­сал на ней: «Иоанн имя ему» – и тот­час свя­зы­вав­шие по пред­ска­за­нию Ар­хан­ге­ла его речь узы раз­ре­ши­лись, и свя­той За­ха­рия, ис­пол­нив­шись Ду­ха Свя­то­го, про­сла­вил Бо­га и про­из­нес про­ро­че­ские сло­ва о Явив­шем­ся в мир Мес­сии и о сво­ем сыне Иоанне – Пред­те­че Гос­по­да.

По­сле Рож­де­ства Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста и по­кло­не­ния пас­ты­рей и волх­вов нече­сти­вый царь Ирод по­ве­лел из­бить всех мла­ден­цев. Услы­шав об этом, свя­тая Ели­са­ве­та убе­жа­ла со сво­им сы­ном в пу­сты­ню и скры­ва­лась в пе­ще­ре. Свя­той За­ха­рия как свя­щен­ник на­хо­дил­ся в Иеру­са­ли­ме и ис­пол­нял свое свя­щен­ни­че­ское слу­же­ние в хра­ме. Ирод по­слал к нему во­и­нов с при­ка­за­ни­ем от­крыть ме­сто­пре­бы­ва­ние мла­ден­ца Иоан­на и его ма­те­ри. За­ха­рия от­ве­тил, что это ему неиз­вест­но, и был убит пря­мо в хра­ме. Пра­вед­ная Ели­са­ве­та с сы­ном про­дол­жа­ла жить в пу­стыне и там умер­ла. От­рок Иоанн, охра­ня­е­мый Ан­ге­лом, на­хо­дил­ся в пу­стыне до то­го вре­ме­ни, как вы­шел на про­по­ведь о по­ка­я­нии и сам спо­до­бил­ся кре­стить при­шед­ше­го в мир Гос­по­да.

Усекновение главы святого Иоанна Предтечи

О му­че­ни­че­ской кон­чине свя­то­го Иоан­на Кре­сти­те­ля в 32 го­ду по Рож­де­стве Хри­сто­вом по­вест­ву­ют еван­ге­ли­сты Мат­фей (Мф.14:1-12) и Марк (Мк.6:14-29).

По­сле Кре­ще­ния Гос­под­ня свя­той Иоанн Кре­сти­тель был за­клю­чен в тем­ни­цу Иро­дом Ан­ти­пой, чет­вер­то­власт­ни­ком, пра­ви­те­лем Га­ли­леи. (По­сле смер­ти Иро­да Ве­ли­ко­го рим­ляне раз­де­ли­ли тер­ри­то­рию Па­ле­сти­ны на че­ты­ре ча­сти и в каж­дой ча­сти по­ста­ви­ли пра­ви­те­лем сво­е­го став­лен­ни­ка. Ирод Ан­ти­па по­лу­чил от им­пе­ра­то­ра Ав­гу­ста в управ­ле­ние Га­ли­лею). Про­рок Бо­жий от­кры­то об­ли­чал Иро­да за то, что, оста­вив за­кон­ную же­ну, дочь ара­вий­ско­го ца­ря Аре­фы, он без­за­кон­но со­жи­тель­ство­вал с Иро­ди­а­дой, же­ной сво­е­го бра­та Филип­па (Лк.3:19-20). В день сво­е­го рож­де­ния Ирод устро­ил пир вель­мо­жам, ста­рей­ши­нам и ты­ся­че­на­чаль­ни­кам. Дочь Иро­ди­а­ды Са­ло­мия пля­са­ла пе­ред го­стя­ми и уго­ди­ла Иро­ду. В бла­го­дар­ность де­ви­це он по­клял­ся дать все, че­го она ни по­про­сит, да­же до по­ло­ви­ны сво­е­го цар­ства. Сквер­ная тан­цов­щи­ца по со­ве­ту сво­ей злоб­ной ма­те­ри Иро­ди­а­ды про­си­ла дать ей тот­час же на блю­де го­ло­ву Иоан­на Кре­сти­те­ля. Ирод опе­ча­лил­ся. Он бо­ял­ся гне­ва Бо­жия за убий­ство про­ро­ка, ко­то­ро­го сам рань­ше слу­шал­ся. Бо­ял­ся он и на­ро­да, ко­то­рый лю­бил свя­то­го Пред­те­чу. Но из-за го­стей и неосто­рож­ной клят­вы он по­ве­лел от­ру­бить го­ло­ву свя­то­му Иоан­ну и от­дать Са­ло­мии. По пре­да­нию, уста мерт­вой гла­вы про­по­вед­ни­ка по­ка­я­ния еще раз от­кры­лись и про­из­нес­ли: «Ирод, не долж­но те­бе иметь же­ну Филип­па, бра­та тво­е­го». Са­ло­мия взя­ла блю­до с гла­вой свя­то­го Иоан­на и от­нес­ла сво­ей ма­те­ри. Неисто­вая Иро­ди­а­да ис­ко­ло­ла язык про­ро­ка иг­лой и за­ко­па­ла его свя­тую гла­ву в нечи­стом ме­сте. Но бла­го­че­сти­вая Иоан­на, же­на до­мо­пра­ви­те­ля Иро­до­ва Ху­зы, по­греб­ла свя­тую го­ло­ву Иоан­на Кре­сти­те­ля в гли­ня­ном со­су­де на го­ре Еле­он­ской, где у Иро­да был соб­ствен­ный уча­сток зем­ли (об­ре­те­ние чест­ной гла­вы празд­ну­ет­ся 24 фев­ра­ля). Свя­тое те­ло Иоан­на Кре­сти­те­ля взя­ли в ту же ночь его уче­ни­ки и по­греб­ли в Се­ва­стии, там, где со­вер­ши­лось зло­де­я­ние. По­сле убий­ства свя­то­го Иоан­на Кре­сти­те­ля Ирод про­дол­жал пра­вить еще неко­то­рое вре­мя. Пон­тий Пи­лат, пра­ви­тель Иудеи, по­сы­лал к нему свя­зан­но­го Иису­са Хри­ста, над Ко­то­рым он на­сме­ял­ся (Лк.23:7-12).

Суд Бо­жий со­вер­шил­ся над Иро­дом, Иро­ди­а­дой и Са­ло­ми­ей еще при их зем­ной жиз­ни. Са­ло­мия, пе­ре­хо­дя зи­мой ре­ку Си­ко­рис, про­ва­ли­лась под лед. Лед сда­вил ее так, что она ви­се­ла те­лом в во­де, а го­ло­ва ее на­хо­ди­лась на­до льдом. По­доб­но то­му, как она неко­гда пля­са­ла но­га­ми по зем­ле, те­перь она, слов­но пля­шу­щая, про­из­во­ди­ла бес­по­мощ­ные дви­же­ния в ле­дя­ной во­де. Так она ви­се­ла до тех пор, по­ка ост­рый лед не пе­ре­ре­зал ее шеи. Труп ее не был най­ден, а го­ло­ву при­нес­ли Иро­ду с Иро­ди­а­дой, как неко­гда при­нес­ли им гла­ву свя­то­го Иоан­на Пред­те­чи. Ара­вий­ский царь Аре­фа в от­мще­ние за бес­че­стие сво­ей до­че­ри дви­нул вой­ско про­тив Иро­да. По­тер­пев по­ра­же­ние, Ирод под­верг­ся гне­ву рим­ско­го им­пе­ра­то­ра Гая Ка­ли­гу­лы (37–41) и был вме­сте с Иро­ди­а­дой со­слан в за­то­че­ние в Гал­лию, а по­том в Ис­па­нию. Там они бы­ли по­гло­ще­ны раз­верз­шей­ся зем­лей.

В па­мять усек­но­ве­ния гла­вы свя­то­го Иоан­на Кре­сти­те­ля Цер­ко­вью уста­нов­лен празд­ник и стро­гий пост как вы­ра­же­ние скор­би хри­сти­ан о на­силь­ствен­ной смер­ти ве­ли­ко­го Про­ро­ка.

Первое и второе обре?тения главы святого Иоанна Предтечи

По­сле усек­но­ве­ния гла­вы Про­ро­ка, Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоан­на те­ло его бы­ло по­гре­бе­но уче­ни­ка­ми в са­ма­рий­ском го­ро­де Се­ва­стии, а чест­ная гла­ва со­кры­та Иро­ди­а­дой в бес­чест­ном ме­сте. Бла­го­че­сти­вая Иоан­на, же­на цар­ско­го до­мо­пра­ви­те­ля Ху­зы (о ней упо­ми­на­ет свя­той еван­ге­лист Лу­ка – Лк.8:3), тай­но взя­ла свя­тую гла­ву, по­ло­жи­ла ее в со­суд и по­греб­ла на го­ре Еле­он­ской – в од­ном из по­ме­стий Иро­да. Через мно­го лет по­ме­стье это пе­ре­шло во вла­де­ние бла­го­че­сти­во­му вель­мо­же Ин­но­кен­тию, ко­то­рый стал стро­ить там цер­ковь. Ко­гда ко­па­ли ров для фун­да­мен­та, был об­ре­тен со­суд с чест­ной гла­вой Иоан­на Кре­сти­те­ля. Ин­но­кен­тий узнал о ве­ли­чии свя­ты­ни по быв­шим от нее бла­го­дат­ным зна­ме­ни­ям. Так про­изо­шло Пер­вое об­ре­те­ние гла­вы. Ин­но­кен­тий хра­нил ее с ве­ли­чай­шим бла­го­го­ве­ни­ем, но пе­ред сво­ей смер­тью, бо­ясь, как бы свя­ты­ня не бы­ла по­ру­га­на невер­ны­ми, он сно­ва скрыл ее в том са­мом ме­сте, где об­рел. По кон­чине его цер­ковь при­шла в за­пу­сте­ние и раз­ру­ши­лась.

В дни рав­ноап­о­столь­но­го ца­ря Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го († 337, па­мять 21 мая), ко­гда хри­сти­ан­ская ве­ра ста­ла про­цве­тать, двум ино­кам, при­шед­шим в Иеру­са­лим на по­кло­не­ние свя­тым ме­стам, два­жды явил­ся сам свя­той Пред­те­ча и от­крыл ме­сто на­хож­де­ния сво­ей чест­ной гла­вы. Ино­ки от­ры­ли свя­ты­ню и, по­ло­жив ее в ме­шок из вер­блю­жьей шер­сти, по­шли к се­бе до­мой. По до­ро­ге они встре­ти­ли незна­ко­мо­го гор­шеч­ни­ка и да­ли ему нести дра­го­цен­ную но­шу. Не зная, что он несет, гор­шеч­ник спо­кой­но про­дол­жал путь. Но ему явил­ся сам свя­той Пред­те­ча и ве­лел бе­жать от нера­ди­вых и ле­ни­вых ино­ков вме­сте с тем, что бы­ло у него в ру­ках. Гор­шеч­ник скрыл­ся от ино­ков и до­ма с по­че­стью хра­нил чест­ную гла­ву. Пе­ред смер­тью он за­пе­ча­тал ее в во­до­нос­ный со­суд и пе­ре­дал сест­ре. С тех пор чест­ная гла­ва бы­ла пре­ем­ствен­но хра­ни­ма бла­го­го­вей­ны­ми хри­сти­а­на­ми, по­ка ее об­ла­да­те­лем не стал свя­щен­ник Ев­ста­фий, за­ра­жен­ный ари­ан­ской ере­сью. Он со­вра­тил мно­же­ство недуж­ных, ис­це­лив­ших­ся от свя­той гла­вы, при­пи­сы­вая бла­го­дать ере­ти­че­ству. Ко­гда его ко­щун­ство от­кры­лось, он был вы­нуж­ден бе­жать. За­ко­пав свя­ты­ню в пе­ще­ре близ Емес­сы, ере­тик рас­счи­ты­вал впо­след­ствии вер­нуть­ся и сно­ва овла­деть ею для рас­про­стра­не­ния лже­уче­ния. Но Бог не до­пу­стил это­го. В пе­ще­ре по­се­ли­лись бла­го­че­сти­вые ино­ки, а по­том на этом ме­сте воз­ник мо­на­стырь. В 452 г. ар­хи­манд­ри­ту этой оби­те­ли Мар­кел­лу свя­той Иоанн Кре­сти­тель в ви­де­нии ука­зал ме­сто со­кры­тия сво­ей гла­вы. Это об­ре­те­ние ста­ло празд­но­вать­ся как Вто­рое. Свя­ты­ня бы­ла пе­ре­не­се­на в Емес­су, а за­тем в Кон­стан­ти­но­поль.

О про­ро­ке Иоанне Кре­сти­те­ле Гос­подь Иисус Хри­стос ска­зал: «Из рож­ден­ных же­на­ми не вос­ста­вал (про­рок) боль­ший Иоан­на Кре­сти­те­ля». Иоанн Кре­сти­тель про­слав­ля­ет­ся Цер­ко­вью как «Ан­гел, и апо­стол, и му­че­ник, и про­рок, и свеч­ник, и друг Хри­стов, и про­ро­ков пе­чать, и хо­да­тай вет­хой и но­вой бла­го­да­ти, и в рож­ден­ных пре­чест­ней­ший, и свет­лый Сло­ва глас».

Тре­тье обре?тение чест­ной гла­вы свя­то­го Иоан­на Пред­те­чи

Тре­тье об­ре­те­ние чест­ной гла­вы свя­то­го Про­ро­ка, Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоан­на бы­ло око­ло 850 го­да. Во вре­мя вол­не­ний в Кон­стан­ти­но­по­ле в свя­зи с ссыл­кой свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста (па­мять 13 но­яб­ря) гла­ва свя­то­го Иоан­на Пред­те­чи бы­ла уне­се­на в го­род Еме­су. От­ту­да во вре­мя на­бе­гов са­ра­цин она бы­ла пе­ре­не­се­на (око­ло 810–820 гг.) в Ко­ма­ны и там в пе­ри­од ико­но­бор­че­ских го­не­ний бы­ла скры­та в зем­ле. Ко­гда ико­но­по­чи­та­ние бы­ло вос­ста­нов­ле­но, пат­ри­ар­ху Иг­на­тию (847–857) во вре­мя ноч­ной мо­лит­вы бы­ло ука­за­но в ви­де­нии ме­сто, где скры­та гла­ва свя­то­го Иоан­на Пред­те­чи. Пер­во­свя­ти­тель со­об­щил об этом им­пе­ра­то­ру, ко­то­рый по­слал по­соль­ство в Ко­ма­ны, и там гла­ва бы­ла в тре­тий раз об­ре­те­на, в ука­зан­ном пат­ри­ар­хом ме­сте, око­ло 850 го­да. Поз­же гла­ва вновь бы­ла пе­ре­не­се­на в Кон­стан­ти­но­поль и здесь 25 мая по­ло­же­на в при­двор­ной церк­ви, часть свя­той гла­вы на­хо­дит­ся на Афоне.

Читайте так же:  Молитва перед Вышивкой иконы бисером

Перенесение из Мальты в Гатчину части Древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя

Пе­ре­не­се­ние из Маль­ты в Гат­чи­ну ча­сти Дре­ва Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня, Филерм­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри и дес­ной ру­ки свя­то­го Иоан­на Кре­сти­те­ля со­вер­ши­лось в 1799 го­ду. Эти свя­ты­ни хра­ни­лись на ост­ро­ве Маль­та у ры­ца­рей ка­то­ли­че­ско­го ор­де­на свя­то­го Иоан­на Иеру­са­лим­ско­го. В 1798 го­ду, ко­гда фран­цу­зы за­хва­ти­ли ост­ров, маль­тий­ские ры­ца­ри об­ра­ти­лись к за­щи­те и по­кро­ви­тель­ству Рос­сии. 12 ок­тяб­ря 1799 го­да они пре­под­нес­ли эти древ­ние свя­ты­ни им­пе­ра­то­ру Пав­лу I, ко­то­рый в это вре­мя на­хо­дил­ся в Гат­чине. Осе­нью 1799 го­да свя­ты­ни пе­ре­ве­зе­ны в Пе­тер­бург и по­ме­ще­ны в Зим­нем двор­це в церк­ви в честь Неру­ко­тво­рен­но­го Об­ра­за Спа­си­те­ля. Празд­ник это­му со­бы­тию уста­нов­лен в 1800 го­ду.

По древ­не­му пре­да­нию, Филерм­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри на­пи­са­на свя­тым еван­ге­ли­стом Лу­кой. Из Иеру­са­ли­ма она бы­ла при­не­се­на в Кон­стан­ти­но­поль, где на­хо­ди­лась во Влахерн­ском хра­ме. В XIII ве­ке бы­ла взя­та от­ту­да кре­сто­нос­ца­ми и с тех пор хра­ни­лась у ры­ца­рей ор­де­на Иоан­ни­тов.

Собор святого Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня

В Пра­во­слав­ной Церк­ви уста­нов­лен обы­чай на сле­ду­ю­щий день ве­ли­ких Гос­под­ских и Бо­го­ро­дич­ных празд­ни­ков вспо­ми­нать тех свя­тых, ко­то­рые бли­жай­шим об­ра­зом по­слу­жи­ли дан­но­му свя­щен­но­му со­бы­тию в ис­то­рии. Так, на сле­ду­ю­щий день Бо­го­яв­ле­ния Цер­ковь чтит то­го, кто по­слу­жил де­лу Кре­ще­ния Хри­сто­ва, воз­ло­жив свою ру­ку на гла­ву Спа­си­те­ля. Свя­той Пред­те­ча и Кре­сти­тель Гос­по­день Иоанн, ве­ли­чай­ший из про­ро­ков, за­вер­ша­ет ис­то­рию Церк­ви Вет­хо­за­вет­ной и от­кры­ва­ет эпо­ху Но­во­го За­ве­та. Свя­той про­рок Иоанн за­сви­де­тель­ство­вал о при­ше­ствии на зем­лю Еди­но­род­но­го Сы­на Бо­жия, вос­при­няв­ше­го че­ло­ве­че­скую плоть. Он спо­до­бил­ся кре­стить Его в во­дах Иор­да­на и сви­де­тель­ство­вал та­ин­ствен­ное Яв­ле­ние Пре­свя­той Тро­и­цы в день Кре­ще­ния Спа­си­те­ля. Срод­ник Гос­по­день по ма­те­ри, сын свя­щен­ни­ка За­ха­рии и пра­вед­ной Ели­са­ве­ты, Пред­те­ча Гос­по­день ро­дил­ся ше­стью ме­ся­ца­ми рань­ше Иису­са Хри­ста. Ар­хан­гел Гав­ри­ил был вест­ни­ком его рож­де­ния, от­крыв в хра­ме от­цу, что у него ро­дит­ся сын. Ис­про­шен­ный мо­лит­ва­ми, пред­воз­ве­щен­ный свы­ше, мла­де­нец был ис­пол­нен Все­свя­то­го Ду­ха. Свя­той Иоанн в ди­кой пу­стыне при­го­тов­лял се­бя к ве­ли­ко­му слу­же­нию стро­гой жиз­нью, по­стом, мо­лит­вой и со­стра­да­ни­ем к судь­бам на­ро­да Бо­жия. В воз­расте око­ло 30 лет свя­той Иоанн вы­шел на про­по­ведь по­ка­я­ния. Он явил­ся на бе­рег Иор­да­на, чтобы сво­ей про­по­ве­дью при­го­то­вить на­род к при­ня­тию Спа­си­те­ля ми­ра. По вы­ра­же­нию цер­ков­ных пес­но­пе­ний, свя­той Иоанн был «свет­лою утрен­нею звез­дою», ко­то­рая сво­им блес­ком пре­вос­хо­ди­ла си­я­ние всех дру­гих звезд и пред­ве­ща­ла утро бла­го­дат­но­го дня, осве­ща­е­мо­го ду­хов­ным Солн­цем – Хри­стом. Кре­стив без­греш­но­го Агн­ца Бо­жия, свя­той Иоанн вско­ре му­че­ни­че­ски скон­чал­ся, усе­чен­ный ме­чом по при­ка­за­нию ца­ря Иро­да.

Тропарь Собору и Усекновению главы Иоанна Предтечи

Па?мять пра?веднаго с похвала?ми,/ тебе? же довле?ет свиде?тельство Госпо?дне, Предте?че:/ пока?зал бо ся еси? вои?стину и проро?ков честне?йший,/ я?ко и в струя?х крести?ти сподо?бился еси? Пропове?даннаго./ Те?мже за и?стину пострада?в ра?дуяся,/ благовести?л еси? и су?щим во а?де Бо?га я?вльшагося пло?тию,/ взе?млющаго грех ми?ра,// и подаю?щаго нам ве?лию ми?лость.

Перевод: Память праведника чтится похвалами, тебе же довольно свидетельства Господня, Предтеча, ведь явился ты поистине из пророков славнейшим, ибо удостоился в струях крестить Проповеданного. Потому за истину пострадав с радостью, благовествовал ты и находящимся во аде Бога, явившегося во плоти, подъемлющего грех мира и подающего нам великую милость.

Тропарь зачатию Иоанна Предтечи

Пе?рвее неражда?ющая непло?ды, возвесели?ся,/ се бо зачала? еси? Со?лнца свети?льника я?ве,/ просвеща?ти иму?ща всю вселе?нную, слепото?ю неду?гующую./ Лику?й, Заха?рие, вопия? со дерзнове?нием:// проро?к Вы?шняго есть хотя?й роди?тися.

Перевод: Прежде не рождавшая бесплодная возвеселись, ибо поистине ты зачала светильник Солнца, а ему предстоит просветить всю вселенную, слепотою страждущую. Ликуй, Захария, взывая с дерзновением: «Пророк Всевышнего – тот, кто должен родится!»

Тропарь первому и второму обретению главы Иоанна Предтечи

От земли? возсия?вши, Предте?чева глава?,/ лучи? испуща?ет нетле?ния, ве?рным исцеле?ний,/ свы?ше собира?ет мно?жество А?нгел,/ до?ле же созыва?ет челове?ческий род,// единогла?сную возсыла?ти сла?ву Христу? Бо?гу.

Перевод: Из земли воссиявшая глава Предтечи посылает верным лучи нетленные исцелений, собирает с небес множество Ангелов, на земле созывает человеческий род воссылать единогласно славу Христу Богу.

Тропарь третьему обретению главы Иоанна Предтечи

Я?ко Боже?ственное сокро?вище сокрове?нное в земли?,/ Христо?с откры? главу? твою? нам, проро?че и Предте?че./ Вси у?бо соше?дшеся в сея? обре?тение,/ пе?сньми богоглаго?ливыми Спа?са воспои?м,// спаса?юща нас от тле?ния моли?твами твои?ми.

Перевод: Как Божественное сокровище, сокрытое в земле, Христос открыл нам главу твою, пророк и Предтеча. Мы же все, собравшись в честь ее обретения, песнями Богодухновенными Спасителя воспоем, спасающего нас от тления молитвами твоими.

Тропарь на перенесение из Мальты в Гатчину десной руки Иоанна Предтечи

От за?пада возсия?вши Предте?чева рука?,/ лучи? испуща?ет нетле?ния ве?рным исцеле?ний,/ свы?ше собира?ет мно?жество А?нгел,/ до?ле же созыва?ет челове?ческий род,// единогла?сно возсыла?ти сла?ву Христу? Бо?гу.

Перевод: На западе воссиявшая рука Предтечи посылает верным лучи нетленные исцелений, собирает с небес множество Ангелов, на земле созывает человеческий род воссылать единогласно славу Христу Богу.

Тропарь Рождеству Иоанна Предтечи

Проро?че и Предте?че прише?ствия Христо?ва,/ досто?йно восхвали?ти тя недоуме?ем мы, любо?вию чту?щии тя:/ непло?дство бо ро?ждшия и о?тчее безгла?сие разреши?ся/ сла?вным и честны?м твои?м рождество?м,// и воплоще?ние Сы?на Бо?жия ми?рови пропове?дуется.

Перевод: Пророк и Предтеча пришествия Христова, достойно восхвалить тебя не можем мы, с любовью почитая тебя; ибо бесплодие родившей и немота отца окончились славным и священным твоим рождеством, и воплощение Сына Божия миру возвещается.

Кондак Собору Иоанна Предтечи

Плотска?го Твоего? прише?ствия убоя?вся Иорда?н,/ стра?хом возвраща?шеся,/ проро?ческое же служе?ние исполня?я Иоа?нн,/ тре?петом спря?ташеся,/ А?нгельстии чи?ни ужаса?хуся,/ зря?ще Тя во струя?х пло?тию креща?ема,/ и вси? су?щии во тьме озаря?хуся,// воспева?юще Тя, я?вльшагося и просвети?вшаго вся.

Перевод: Пришествия Твоего во плоти устрашившись, Иордан в трепете вспять обращался; духовное же служение исполняя, Иоанн в страхе уклонялся; ангельские полки изумлялись, увидев Тебя, в струях плотью крещаемым, и все, пребывавшие во тьме, озарялись, воспевая Тебя, явившегося и просветившего все.

Кондак Усекновению главы Иоанна Предтечи

Предте?чево сла?вное усекнове?ние,/ смотре?ние бысть не?кое Боже?ственное;/ да и су?щим во а?де Спа?сово пропове?сть прише?ствие./ Да рыда?ет у?бо Ироди?а,/ беззако?нное уби?йство испроси?вши:/ не зако?н бо Бо?жий, ни живы?й век возлюби?,// но притво?рный, привре?менный.

Перевод: Предтечи славное усекновение произошло по некоему Божественному замыслу, чтобы он и пребывавшим во аде возвестил о пришествии Спасителя. Да восплачет же Иродиада, беззаконное убийство испросившая: ведь не закон она Божий возлюбила, не вечную жизнь, но обманчивую и временную.

Ин кондак Усекновению главы Иоанна Предтечи

И?род, Предте?че, беззако?нновав,/ жене? подаде? главу? твою? честну?ю,/ е?йже покланя?ющеся, весели?мся;/ Ироди?я же пла?чет и рыда?ет,// и И?род, и пляса?вшая.

Перевод: Ирод, совершая беззаконие, Предтеча, подал жене главу твою почитаемую, ей же поклоняясь, радуемся, Иродиада же плачет и рыдает, и Ирод с ней, и плясавшая (Саломея).

Кондак зачатию Иоанна Предтечи

Весели?тся све?тло Заха?рия вели?кий/ со всесла?вною Елисаве?тию сопру?жницею,/ досто?йно зачина?юще Иоа?нна Предте?чу,/ его?же Арха?нгел благовести?, ра?дуяся,/ и челове?цы достодо?лжно почти?м,// я?ко таи?нника благода?ти.

Перевод: Веселится светло Захария великий, и всеславная Елисавета, его супруга, по достоинству зачавшая Иоанна Предтечу; того, о ком Архангел благовествовал с радостью (Лк.1:36), и мы, люди, должным образом почитаем, как посвященного в таинства благодати.

Кондак первому и второму обретению главы Иоанна Предтечи

Про?роче Бо?жий и Предте?че благода?ти,/ главу? твою? я?ко ши?пок свяще?ннейший от земли? обре?тше,/ исцеле?ния всегда? прие?млем,// и?бо па?ки, я?коже пре?жде в ми?ре пропове?дуеши покая?ние.

Перевод: Пророк Божий и Предтеча благодати, главу твою как священнейшую розу в земле обретя, мы всегда получаем исцеления, ибо снова, как и прежде, ты возвещаешь в мире о покаянии.

Кондак третьему обретению главы Иоанна Предтечи

Светоявле?нный и Боже?ственный в ми?ре столп,/ Со?лнца свети?льник,/ Предте?ча, главу? светоно?сную и Боже?ственную свою? показа?вый в конце?х,/ освяща?ет той ве?рно покланя?ющихся и взыва?ющих:// Христо?в прему?дрый Крести?телю, спаси? всех нас.

Перевод: Свет являющий в мире и божественный столп, светильник Солнца духовного, Предтеча, главу светоносную и божественную свою явив концам земли, освящает с верою поклоняющихся ей и восклицающих: «Христов Креститель премудрый, спаси всех нас!»

Кондак на перенесение из Мальты в Гатчину десной руки Иоанна Предтечи

У?мнаго Со?лнца свети?льник Боже?ственный Предте?ча,/ показа?вый в конце?х светоно?сную свою? десни?цу,/ ны?не на се?вере озаря?ет е?ю блаже?нное Оте?чество на?ше,/ просвеща?я и освяща?я ве?рно покланя?ющихся, и Христу? вопию?щих:// спаси? нас моли?твами проро?ка Твоего?, Царю? Вы?шний.

Перевод: Светильник духовного Солнца Божественный Предтеча, явивший во всех концах земли светоносную свою десницу, сейчас на севере озаряет ею блаженное Отечество наше, просвещая и освящая поклоняющихся с верой и ко Христу взывающих: «Спаси нас молитвами пророка Твоего, Царь Небесный».

Кондак Рождеству Иоанна Предтечи

Пре?жде непло?ды, днесь Христо?ва Предте?чу ражда?ет,/ и той есть исполне?ние вся?каго проро?чества:/ Его?же бо проро?цы пропове?даша,/ на Сего? во Иорда?не ру?ку положи?в,// яви?ся Бо?жия Сло?ва проро?к, пропове?дник вку?пе и Предте?ча.

Перевод: Прежде неплодная в сей день Христова Предтечу рождает, и он – исполнение всякого пророчества. Ибо на Того, Кого пророки предвозвестили, он, во Иордане руку возложив, явился Слова Божия пророком, провозвестником и вместе – Предтечей.

Величание Иоанну Предтече на Усекновение главы

Велича?ем тя,/ Крести?телю Спа?сов Иоа?нне,/ и почита?ем вси/ честны?я твоея? главы?// усекнове?ние.

Величание Рождеству Иоанна Предтечи

Велича?ем тя, Предте?че Спа?сов Иоа?нне, и чтим е?же от непло?дове пресла?вное рождество? твое?.

Величание Иоанну Предтече на обретение главы

Велича?ем тя,/ Крести?телю Спа?сов Иоа?нне,/ и почита?ем вси/ честны?я твоея? главы?// обре?тение.

Молитва Предтече и Крестителю Господню Иоанну

Крести?телю Христо?в, пропове?дниче покая?ния, ка?ющагося не пре?зри мене?, но совокупля?яся с во?и Небе?сными, моли?ся ко Влады?це за мене?, недосто?йнаго, уны?лаго, немощна?го и печа?льнаго, во мно?гия бе?ды впа?дшаго, утружде?ннаго бу?рными по?мыслы ума? моего?. Аз бо есмь верте?п злых дел, отню?дь не име?яй конца? грехо?вному обы?чаю, пригвожде?н бо есть ум мой земны?м веще?м. Что сотворю?? Не вем. И к кому? прибе?гну, да спасе?на бу?дет ду?ша моя?? То?кмо к тебе?, святы?й Иоа?нне, благода?ти тезоимени?те, я?ко тя пред Го?сподем по Богоро?дице вем бо?льша бы?ти рожде?нных всех, ты бо сподо?бился еси? косну?тися верху? Царя? Христа?, взе?млющаго грехи? ми?ра, А?гнца Бо?жия. Его?же моли? за гре?шную мою? ду?шу, да поне? отны?не, в пе?рвый на?десять час, понесу? тяготу? благу?ю и прииму? мзду с после?дними. Ей, Крести?телю Христо?в, честны?й Предте?че, кра?йний Проро?че, пе?рвый во благода?ти му?чениче, по?стников и пусты?нников наста?вниче, чистоты? учи?телю и бли?жний дру?же Христо?в! Тя молю?, к тебе? прибега?ю: не отри?ни мене? от твоего? заступле?ния, но возста?ви мя, низве?рженнаго мно?гими грехи?. Обнови? ду?шу мою? покая?нием, я?ко вторы?м креще?нием, поне?же обоего? нача?льник еси?: креще?нием омыва?яй прароди?тельный грех, покая?нием же очища?яй коего?ждо де?ло скве?рно. Очи?сти мя, греха?ми оскверне?ннаго, и пону?ди вни?ти, а?може ничто?же скве?рно вхо?дит, в Ца?рствие Небе?сное. Ами?нь.

Молитва вторая Предтече и Крестителю Господню Иоанну

Крести?телю Христо?в, честны?й Предте?че, кра?йний проро?че, пе?рвый му?чениче, по?стников и пусты?нников наста?вниче, чистоты? учи?телю и бли?жний дру?же Христо?в! Тя молю?, и тебе? прибега?ю не отри?ни мене? от твоего? заступле?ния, не оста?ви мя па?дшего мно?гими грехи?; обнови? ду?шу мою? покая?нием, я?ко вторы?м креще?нием; очи?сти мя, грехи? оскверне?ннаго, и пону?ди вни?ти, а?може ничто?же скве?рно вхо?дит, в Ца?рствие Небе?сное. Ами?нь.

admin

Наверх